
В России обсуждают новую систему сдачи экзаменов. Инспекторов ГИБДД хотят заменить роботами. Однако эта идея вызывает много споров. Эксперты указывают на серьезные проблемы. Узнайте, почему автоматизация пока нереальна.
Идея заменить инспектора ГИБДД на беспристрастного робота при приеме практического экзамена на права снова будоражит умы. Как сообщает «Российская Газета», поводом для обсуждений послужила новая Стратегия повышения безопасности дорожного движения, принятая в России. В этом документе действительно есть пункт о возможном внедрении автоматизированной системы, но стоит понимать, что это лишь декларация о намерениях, рассчитанная на далекую перспективу.
Сама стратегия - это долгосрочный план, который будет действовать до 2036 года. Правительству еще только предстоит в ближайшие полгода разработать конкретный план действий. Поэтому говорить о том, что завтра кандидатов в водители встретит терминатор в фуражке, преждевременно. Пока это не более чем наброски будущего, которое может и не наступить в таком виде.
Если с теорией все давно понятно - она сдается на компьютерах под присмотром инспектора, то с практикой все гораздо сложнее. После отмены «площадки» для категории «В» все навыки вождения проверяются исключительно в условиях реального городского трафика. И здесь возникает главный вопрос: как машина сможет адекватно оценить действия ученика? Кто будет отдавать команды и, что важнее, контролировать правильность их выполнения в постоянно меняющейся дорожной обстановке? Искусственный интеллект должен будет не просто зафиксировать нарушение, но и понять, был ли у водителя выбор. Например, экзаменатор просит найти место для разворота. Ученик видит разрыв в сплошной и выполняет маневр, но на той стороне дороги оказывается автобусная остановка. Человек-инспектор это видит и фиксирует ошибку. Сможет ли это сделать автоматика, если остановка не оборудована камерами и датчиками?
Сторонники идеи часто кивают на опыт Южной Кореи и Японии, где подобные системы уже работают. Однако есть важный нюанс: там практический экзамен проходит на специально оборудованных автоматизированных автодромах. Это замкнутое пространство, имитирующее город, но не являющееся им. В России же от такой практики отказались в пользу проверки навыков в настоящем, непредсказуемом потоке машин.
По мнению главы Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылевой, к полной автоматизации страна когда-нибудь придет, но точно не в ближайшие годы. Слишком много технических, юридических и финансовых препятствий. Например, для внедрения такой системы каждый экзаменационный автомобиль придется нашпиговать камерами и датчиками, а также подключить к мощной системе с искусственным интеллектом. Это колоссальные затраты. В Москве экзамены принимают на автомобилях ГИБДД, но в большинстве регионов используются машины автошкол. Владельцы автошкол вряд ли будут готовы нести такие расходы.
Еще один нерешенный вопрос - ответственность в случае ДТП. Сейчас судебная практика по этому поводу уже сложилась. Но кто будет виноват, если авария произойдет во время экзамена, который принимает робот? Кандидат в водители еще не имеет прав, он лишь подтверждает свои навыки. Ситуация становится юридически очень запутанной. Учитывая все эти факторы, можно с уверенностью сказать, что автоматизированный прием экзаменов на права - это дело очень отдаленного будущего.

Комментарии (0)