Автомобили,аварии,дтп

Как менялись автомобильные тормоза от деревянных башмаков до электронных систем


Узнайте, как эволюционировали тормозные системы в авто. Какие материалы и технологии используются сегодня? Какие инновации ждут нас в будущем? Откроем неожиданные факты и разберем современные решения.

В самом начале автомобильной эры тормозные системы выглядели крайне просто: водитель прижимал деревянный башмак к колесу с помощью рычага. Позже появились ленточные механизмы, где металлическая лента обхватывала барабан и замедляла его вращение. Настоящий прорыв случился в начале XX века, когда Луи Рено представил барабанные тормоза. С тех пор их принцип почти не изменился: при нажатии на педаль колодки изнутри разжимают барабан, останавливая колесо.

Почти одновременно с барабанными появились и дисковые тормоза, хотя массово они пришли в автоспорт и авиацию. В гражданских авто их преимущества долгое время были не востребованы из-за низких скоростей и проблем с загрязнением. Только с ростом мощности машин и развитием материалов дисковые механизмы стали стандартом.

Дисковые тормоза: типы и охлаждение

Дисковые тормоза делятся на два основных типа: с плавающим и фиксированным суппортом. Первый вариант компактен и легок, что делает его популярным на большинстве современных авто. Фиксированные суппорты встречаются на мощных моделях, обеспечивая более жесткое и быстрое срабатывание. При торможении энергия движения превращается в тепло, поэтому охлаждение становится критически важным. Для этого в кузове делают специальные каналы, а в спортивных авто используют сложные системы вентиляции и даже лопасти на дисках.

Вентилируемые диски состоят из двух пластин с каналами между ними, по которым циркулирует воздух. Для спортивных машин применяют перфорацию и канавки, чтобы быстрее отводить тепло и очищать поверхность от грязи и пыли.

Материалы и инновации: от чугуна до карбон-керамики

Долгое время основным материалом для дисков был чугун: он износостоек и хорошо справляется с трением. Однако его вес и склонность к деформации при высоких температурах стали проблемой для быстрых автомобилей. Решением стали композитные материалы – карбон-керамические диски. Они легче, эффективнее поглощают энергию и не боятся перегрева, но требуют прогрева до рабочей температуры. В гоночных авто встречаются и чисто карбоновые детали, которые работают только при экстремальных нагрузках.

Среди необычных решений выделяется тормоз Торричелли, предложенный компанией Autoliv. Система использует вакуум и металлическую пластину.

Электроника и будущее тормозных систем

Современные тормоза – это не только механика, но и сложная электроника. Помимо привычной ABS, появились системы электронного распределения усилий (EBD), которые индивидуально регулируют давление в каждом механизме. Brake Assist помогает сократить путь при экстренном торможении, а датчики и камеры могут сами инициировать остановку, если водитель не реагирует на опасность.

Внедряются и системы, которые автоматически просушивают тормоза во время дождя, а для внедорожников – технологии, позволяющие эффективнее тормозить на рыхлом грунте. Электронные помощники помогают при спусках и подъемах, а также имитируют блокировку дифференциала для лучшего сцепления.

Будущее за полностью электронными системами, где педаль не связана с тормозами напрямую. Сигнал передается по проводам, а колодки сжимаются электроприводами. Это дает мгновенный отклик, снижает вес и упрощает компоновку. Уже сегодня такие решения применяются в Формуле 1, хотя для безопасности сохраняют резервный гидравлический контур.


Источник: Как менялись автомобильные тормоза от деревянных башмаков до электронных систем
Опубликовал:
Теги: Автоновинки Новые модели автомобилей

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
В Южной Корее коллапс электронных сервисов
В Южной Корее коллапс электронных сервисов
1
Мужской журнал 03:40 29 сен 2025
Как менялись автомобильные номера в СССР
Как менялись автомобильные номера в СССР
1
Авто-Тема 02:30 09 фев 2022
Какие тормоза лучше – барабанные или дисковые?
Какие тормоза лучше – барабанные или дисковые?
1
Авто-Тема 14:39 11 окт 2024
Необычные автомобильные правила и традиции: как ведут себя водители в разных странах
Необычные автомобильные правила и традиции: как ведут себя водители в разных странах
0
Авто Скрежет 05:40 27 окт 2025
Специалисты напомнили об опасности современных электронных ПТС
Специалисты напомнили об опасности современных электронных ПТС
13
Авто-Тема 19:07 12 апр 2021
Семь популярных автомобильных опций, от которых больше вреда, чем пользы
Семь популярных автомобильных опций, от которых больше вреда, чем пользы
2
Авто Скрежет 17:40 09 сен 2025
Как безопасно остановить автомобиль, если неожиданно отказали тормоза
Как безопасно остановить автомобиль, если неожиданно отказали тормоза
3
Авто-Тема 10:39 30 сен 2024
Советы по выбору красок для деревянных поверхностей
Советы по выбору красок для деревянных поверхностей
0
Все о работе руками 06:20 30 апр 2025
Трос стояночного тормоза можно затянуть, не выходя из авто
Трос стояночного тормоза можно затянуть, не выходя из авто
17
Авто-Тема 14:54 17 фев 2021
Как тормозить на автомате, если отказали тормоза?
Как тормозить на автомате, если отказали тормоза?
0
Авто-Тема 11:40 07 фев 2022
Как прокачать тормоза с системой ABS
Как прокачать тормоза с системой ABS
0
Авто-Тема 15:15 09 ноя 2021
Чем барабанные тормоза лучше дисковых?
Чем барабанные тормоза лучше дисковых?
0
Авто-Тема 13:04 15 мар 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства