
Готовится новый закон для автомобилистов. Он изменит вторичный рынок навсегда. Покупка машины станет намного безопаснее. Но цены на авто могут вырасти. Узнайте, что ждет водителей скоро.
Российский автомобильный рынок стоит на пороге серьезных преобразований. В скором времени покупка подержанного автомобиля может стать куда более предсказуемой и безопасной процедурой. Глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин в беседе с изданием Autonews.ru поделился подробностями о готовящемся законопроекте, который призван навсегда искоренить практику скручивания пробега.
Центральным элементом новой инициативы станет так называемый «паспорт автомобиля». Это будет цифровой документ, в котором планируется фиксировать всю подноготную машины с момента ее первой продажи. Туда войдут данные о реальном пробеге, всех пройденных техобслуживаниях, информация об участии в ДТП и даже стоимость при каждой последующей перепродаже. По замыслу авторов, такая мера сделает вторичный рынок абсолютно прозрачным, а манипуляции с одометром - попросту бессмысленными. Сам законопроект, как отмечается, весьма объемный, насчитывает более полусотни статей и сейчас проходит стадию согласования со всеми участниками отрасли.
Впрочем, на фоне позитивных новостей для покупателей «вторички», перспективы рынка новых машин выглядят не так радужно. Алексей Подщеколдин спрогнозировал заметное падение продаж. По его оценкам, уже в 2025 году рынок может просесть на 20-25% относительно показателей 2024-го. Негативная динамика, вероятно, сохранится и в 2026 году, где спад может составить еще как минимум 10-15%. Ключевыми причинами такого пессимистичного прогноза называются недавнее повышение утилизационного сбора и сохраняющаяся высокая ключевая ставка Центробанка, которая делает кредиты на автомобили менее доступными.
Утилизационный сбор, по словам главы РОАД, оказывает давление на стоимость всех автомобилей, а не только импортируемых. Хотя в России и налажена локальная сборка в объеме 600-800 тысяч машин ежегодно, львиная доля авто все равно ввозится из-за рубежа. Подщеколдин высказал мнение, что «утиль» должен работать на стимулирование спроса через программы обновления автопарка, однако на деле этого пока не происходит. Деньги собираются, но не возвращаются на рынок в виде поддержки покупателей.
Что касается ситуации у дилеров, то складские запасы, накопленные ранее, начали таять. Новости о грядущем увеличении сборов подстегнули покупательскую активность. Поэтому рассчитывать на щедрые новогодние акции и распродажи в этом году не приходится - ценовой тренд направлен исключительно вверх. Некоторое оживление могут принести государственные программы поддержки спроса, например, льготное автокредитование, но их возвращения стоит ждать не раньше 2026 года.
Затронули в разговоре и другие темы. Идея создания единой производственной платформы для выпуска автомобилей в России пока остается на бумаге из-за отсутствия единства среди производителей. Также была дана оценка экспансии китайских брендов. Сейчас на рынке их насчитывается около 65, но эксперт уверен, что в будущем произойдет консолидация. Выжить и закрепиться смогут лишь полтора десятка самых сильных игроков, которые и сформируют новый облик российского авторынка.
Комментарии (0)