
Люди в возрасте все чаще гибнут. Они становятся участниками аварий. Почему это происходит? Кто несет за это ответственность? Власти ищут новые решения проблемы. Технологии приходят на помощь водителям.
Люди в возрасте все чаще гибнут. Они становятся участниками аварий. Почему это происходит? Кто несет за это ответственность? Власти ищут новые решения проблемы. Технологии приходят на помощь водителям.Современный город с его бешеным ритмом и бесшумными электромобилями становится все более враждебной средой для старшего поколения. То, что для молодого человека - обыденность, для пенсионера может обернуться трагедией. Люди в возрасте иначе воспринимают скорость и расстояние, их реакция замедлена, а физические возможности ограничены. Эта уязвимость, как ни странно, порой заставляет их идти на риск - перебегать дорогу в неположенном месте, просто потому что так короче или удобнее, с полной уверенностью в своей правоте.
Печальную картину подтверждают и сухие цифры. Как сообщает «Российская Газета», за последние годы число аварий с участием людей старше 60 лет неуклонно растет. На их долю приходится свыше трети всех смертельных случаев среди пешеходов и велосипедистов. Аналитика по Московской области за 2024 год показывает, что пик происшествий приходится на вечерние сумерки, а самая частая причина - попытка пересечь проезжую часть в нескольких метрах от «зебры». Водители часто сталкиваются с ситуацией, когда пожилой человек внезапно появляется на дороге, игнорируя и здравый смысл, и красный свет светофора.
При этом ошибочно думать, что опасность подстерегает пенсионеров только на пешеходных переходах. Статистика аварийности по вине водителей старше 60 лет тоже показывает рост - на четверть за последние несколько лет. Новая головная боль - средства индивидуальной мобильности. Электросамокаты освоили и бабушки, и дедушки, что привело к печальным последствиям: в первой половине 2025 года треть погибших пользователей СИМ была именно из этой возрастной группы. Одновременно они же становятся и жертвами лихачей на самокатах - почти 30% сбитых пешеходов старше шестидесяти.
Что же делать? Ответственность за безопасность лежит не только на самих пожилых людях, но и на их близких. Объяснять, показывать на собственном примере, помогать адаптироваться к миру, который меняется быстрее, чем они успевают привыкнуть - это наша общая задача. Сегодня электрокар разгоняется до сотни за три секунды, а завтра по тротуарам будут ездить беспилотные курьеры. Без поддержки семьи старшему поколению не справиться.
Государство также включается в процесс. В сельской местности активно строят и ремонтируют дороги, связывающие деревни с больницами и магазинами. В городах развивают социальные транспортные программы. Например, в столичном регионе пенсионеры могут бесплатно пользоваться общественным транспортом, включая метро и пригородные электрички. Инфраструктура городов тоже меняется. В подмосковном Хотькове, к примеру, специалисты Минтранса замерили, сколько времени нужно пожилым людям для перехода улицы, и увеличили длительность зеленого сигнала светофора.
Замминистра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Евгения Каретникова отметила, что ведомство постоянно отслеживает ситуацию на дорогах. Корректируются режимы работы светофоров, строятся новые переходы с подсветкой, устанавливаются ограждения. Но без сознательности всех участников движения эти меры не будут эффективны. Поэтому ГИБДД проводит просветительские акции, такие как «Пенсионер для всех пример», где людям «серебряного» возраста напоминают о правилах и вручают световозвращатели.
Важнейшим инструментом для наведения порядка на дорогах стали комплексы фотовидеофиксации. Табличка с изображением камеры для многих водителей - самый убедительный аргумент в пользу соблюдения ПДД. Современные системы в Подмосковье распознают более 50 видов нарушений - от непристегнутого ремня до телефона в руках. Особое внимание уделяется «зебрам». Алгоритм фиксации непропуска пешехода довольно сложен: камера должна просчитать траектории машины и человека и определить, была ли создана помеха. Эта функция заставляет водителей быть внимательнее и уступать дорогу. Технически камеры могли бы фиксировать и нарушения со стороны пешеходов, но пока для этого нет необходимой юридической базы. Получается, что за водителями следят технологии, а пешеходы по-прежнему полагаются лишь на собственную осторожность.
Комментарии (0)