AMC Gremlin X 1973 года — автомобиль, который сложно спутать с чем-то еще. В эпоху, когда американские автогиганты соревновались в размерах и мощности, AMC решила сыграть на контрасте, выпустив компактный, но дерзкий хэтчбек. Gremlin дебютировал 1 апреля 1970 года, и эта дата была выбрана не случайно: компания с юмором подошла к созданию машины, которая должна была стать альтернативой привычным «большим тройкам».
Несмотря на необычные пропорции и смелый дизайн, Gremlin быстро нашел свою аудиторию. За восемь лет производства (1970–1978) было продано более 670 000 экземпляров. 1973 год стал для модели переломным: обновленный экстерьер, расширенный выбор отделки салона и появление яркой комплектации X сделали Gremlin настоящим заявлением на дороге. В этом году было выпущено 61 726 Gremlin, из которых 28 659 — в версии X.
Комплектация Gremlin X отличалась спортивными полосами, стальными колесами с прорезями, затемненной решеткой радиатора и улучшенным интерьером. В 1973 году под капотом можно было встретить как базовый рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,8 литра, так и более мощный V8 объемом 5,0 литра. Шестёрка развивала до 100 л.с. и 251 Н·м крутящего момента, а V8 позволял ощутить настоящий детройтский характер даже в компактном кузове.
Особого внимания заслуживает история Ray Coglin, который получил свой Olympic-Blue Gremlin X в мае 1973 года в подарок на выпускной. Родители предлагали ему выбрать любой автомобиль года — даже Dodge Charger или Challenger, но Ray остановился на Gremlin X. За 52 года владения он проехал на нем 165 500 км (102 873 мили), сохранив оригинальные полосы, салон и двигатель. Его машина оснащена базовым 3,8-литровым мотором и трехступенчатой механикой, а из опций — только AM-радио и пакет X.
В 1973 году AMC экспериментировала с особыми версиями: например, появилась Levi’s Edition с отделкой под джинсу и контрастной прострочкой. В дебютный год таких Gremlin было выпущено всего 4 513 штук, и лишь немногие из них сочетались с пакетом X. Были и региональные спецверсии, например, калифорнийский Gold Dust, что еще больше усложняет подсчет сохранившихся уникальных машин.
Производство Gremlin колебалось: в первый год (1970) было собрано 77 104 экземпляра, пик пришелся на 1974 год — 171 128 машин, а к 1978 году выпуск сократился до 14 247. Пакет X обычно выбирали 40–45% покупателей, то есть всего было выпущено менее 300 000 Gremlin X, а до наших дней в оригинальном состоянии дожили единицы.
Сегодня коллекционеры наконец оценили Gremlin X по достоинству. По данным Hagerty и Classic.com, идеальный экземпляр 1973 года с V8 может стоить 2–2,5 млн рублей (22 000–28 000 долларов), а особо редкие и оригинальные машины — свыше 3 млн рублей (30 000 долларов). Более распространенные версии с рядной шестеркой продаются за 800 000–1,4 млн рублей (9 000–15 000 долларов). В 2025 году на аукционах Bring a Trailer и Mecum подобные Gremlin X уходили за 2–2,3 млн рублей (21 750–25 500 долларов).
Ray Coglin сохранил свой Gremlin X в первозданном виде: заводские полосы, оригинальный салон, родной двигатель и даже правильная синяя краска AMC на блоке. Такие «выжившие» маслкары — большая редкость, а среди компактных моделей AMC это настоящая находка для коллекционеров.
Gremlin X доказывает: чтобы быть ярким, не обязательно быть большим. Это автомобиль для тех, кто ценит индивидуальность и не боится выделяться. Благодаря энтузиастам, таким как Ray, и автоисторикам, которые рассказывают их истории, мы помним: самые интересные маслкары иногда бывают самыми маленькими.
Комментарии (0)