
Власти готовят новый финансовый сбор. Он затронет рынок автокомпонентов. Цены на детали могут измениться. Это коснется миллионов водителей. Узнайте все подробности первыми.
Российских автомобилистов ждет очередной виток роста цен на комплектующие. В Государственную думу поступил на рассмотрение пакет поправок к Налоговому кодексу, который вводит новый вид государственной пошлины. Как сообщает Autonews, уже с 1 января 2026 года предпринимателям придется платить за внесение данных о маркированных товарах в специальную информационную систему. Собранные средства предполагается направить на поддержку отечественной радиоэлектронной промышленности.
Новый сбор коснется юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Платить нужно будет в двух ситуациях: при запросе кодов маркировки и при фиксации движения товара - будь то его производство, импорт, продажа или перемещение между складами. Конкретный размер платежа пока не определен, его установит правительство отдельным постановлением. Первыми финансовую нагрузку ощутят импортеры и оптовые компании, но в конечном счете все дополнительные издержки будут заложены в розничную стоимость деталей. Проще говоря, за все заплатит обычный покупатель.
На сегодняшний день ключевой системой для отслеживания товаров в стране является «Честный знак». Она уже охватывает десятки товарных групп, в том числе и автомобильных. Например, с 1 сентября 2025 года обязательной стала маркировка моторных масел, антифризов и тормозных жидкостей. Ранее под ее действие попали автомобильные шины. За торговлю продукцией без специальных кодов предпринимателям грозят серьезные штрафы и даже конфискация всей партии товара.
Хотя сама регистрация в системе «Честный знак» бесплатна, бизнес и так несет немалые расходы. Необходимо оплачивать каждый код, приобретать электронную подпись, подключаться к системам электронного документооборота и закупать специальное оборудование, вроде 2D-сканеров. Список подконтрольных автокомпонентов постоянно расширяется. Вслед за шинами (с ноября 2024) и техническими жидкостями (с сентября 2025), в планах запустить эксперименты по маркировке фильтров, свечей и стекол, а с ноября 2026 года - двигателей, генераторов и подшипников.
Представители отрасли уже бьют тревогу. Илья Плисов, занимающий пост исполнительного директора «ЕвроАвто», пояснил, что затраты на маркировку - это целый комплекс расходов. Сюда входит не только стоимость самого кода, но и процесс наклейки его на товар, покупка и обслуживание оборудования, а также обучение персонала. Новый сбор станет еще одной статьей в этом списке. По его оценке, эта инициатива по сути заменяет акциз, а значит, неизбежно приведет к удорожанию продукции для конечного потребителя.
С ним солидарен и президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Он считает, что польза от расширения системы «Честный знак» весьма сомнительна. Да, она позволяет отследить логистическую цепочку, но не дает стопроцентной гарантии защиты от подделок, ведь QR-коды научились копировать. Для бизнеса это дополнительная административная нагрузка, а для водителей - очередной удар по кошельку. Введение пошлины лишь усугубит ситуацию, увеличив стоимость деталей.
Господин Плисов также добавил, что самой дорогой операцией в процессе маркировки является физическая оклейка каждой единицы товара. Для детали среднего размера это может стоить до 40 рублей. А если речь идет о мелочах, вроде свечей зажигания, то из-за сложности и кропотливости работы затраты на маркировку одной штуки будут еще выше, что может непропорционально сильно сказаться на их итоговой цене.
Комментарии (0)