18 сентября отмечался Международный день памяти погибших мотоциклистов. Традиция началась в 2008 году после трагедии с Анной Мишуткиной — 25-летней девушкой, погибшей в Крыму в ДТП с Bentley. По данным ГИБДД, в России ежегодно происходит более 10 тысяч ДТП с участием мотоциклов, из которых около 30% заканчиваются смертельными исходами. В мире эти цифры еще выше — ежегодно погибает около 100 тысяч мотоциклистов.
Каждый год мы вспоминаем погибших, но важно не только помнить, но и действовать. Безопасность на дороге зависит от каждого. Мотоциклисты и водители автомобилей должны знать простые правила, которые спасут жизни. Редакция 110km.ru поговорила с экспертами по безопасности дорожного движения и выяснила главные принципы выживания на дороге.
Первое правило для мотоциклиста — подготовка байка и экипировки. Перед поездкой проверяйте тормоза, шины, световые приборы и уровень масла. Давление в шинах должно соответствовать рекомендациям производителя — недостаточное давление увеличивает риск пробоя, а перекачка делает резину жесткой и снижает сцепление. В экипировке обратите внимание на материалы: кевларовые вставки в куртке и брюках защищают при падении, а вентиляционные клапаны предотвращают перегрев. Шлем должен соответствовать стандартам ECE 22.05 или SNELL, проверяйте срок годности — обычно 5 лет. Не используйте подержанные шлемы — ударная вязкость материала снижается со временем. Не экономьте на защите — это не расходы, а инвестиция в безопасность. Всегда имейте при себе аптечку со жгутом, бинтами, антисептиком и ножницами — это может спасти жизнь в экстренной ситуации.
Водители автомобилей часто не видят мотоциклистов из-за слепых зон. Слепые зоны — это области вокруг автомобиля, которые не видны в зеркалах заднего вида. В современных автомобилях стоят специальные датчики, но лучше не доверять электронике полностью и лишний раз оглянуться перед перестроением. Мотоциклистам следует избегать междурядья и не ехать в слепой зоне. Если вы видите, что водитель смотрит в зеркало, это не значит, что он вас видит — часто они не обращают внимания на мотоцикл. Лучше держать дистанцию, чтобы иметь возможность маневрировать при необходимости. На перекрестках всегда останавливайтесь за линией стоп, чтобы быть заметным для водителей. Используйте дневные ходовые огни даже в солнечную погоду — это увеличивает вашу видимость на 20%.
Фото: unsplash.com / Atom Riders
В дождь и туман увеличьте дистанцию до 3-4 секунд, используйте фары, даже днем. Не тормозите резко — мотоцикл может проскользнуть. На мокрой дороге избегайте поворотов на высокой скорости — центробежная сила увеличивает риск заноса. В снег и гололед езда на мотоцикле крайне опасна — лучше завершить сезон до наступления холодов. Если все же решились ехать, переобуйте специальные зимние шины с шипами или глубоким протектором, двигайтесь плавно, без резких движений. В тумане включайте противотуманные фары, но не используйте дальний свет — он создает ослепляющий эффект. Помните: на мокрой дороге тормозной путь увеличивается в 2-3 раза. Даже если вы опытный байкер, всегда снижайте скорость в непогоду.
Если произошло ДТП, первым делом — не паникуйте. Оцените свое состояние и состояние других участников. Вызовите скорую помощь. Если есть травмы, не двигайтесь, если не уверены в своих силах. При кровотечении используйте давящую повязку или чистую ткань, прижмите рану. Если нет возможности остановить кровотечение, наложите жгут выше раны, но помните, что жгут можно держать не более 1-2 часов. При переломах конечностей используйте шины — можно использовать подручные средства: доски, палки. При потере сознания положите пострадавшего на бок, чтобы он не захлебнулся рвотными массами. Не давайте пить и есть. В случае возгорания — покиньте транспортное средство как можно быстрее, даже если есть травмы — огонь опаснее. Если вы водитель, остановите машину, выключите зажигание, эвакуируйте пассажиров. Заранее изучите основы первой помощи — курсы можно пройти в местных центрах или онлайн. Важно не только оказывать помощь, но и сохранять спокойствие — паника усугубляет ситуацию.
Водителям автомобилей нужно помнить: мотоциклист — это человек, а не просто объект на дороге. Уступайте дорогу мотоциклистам, проверяйте зеркала перед поворотами и перестроением. Не выезжайте на перекресток, если не уверены в безопасности. Помните: мотоцикл меньше автомобиля, и его труднее заметить, особенно на перекрестках. Перед поворотом проверяйте слепые зоны — это займет меньше секунды, но спасет жизнь. Не перестраивайтесь резко — всегда смотрите в зеркала и поворачивайте голову. На парковках будьте особенно внимательны — автомобили часто закрывают мотоциклистов. Если вы видите мотоцикл, дайте ему больше пространства — он более уязвим в ДТП.
Фото: unsplash.com / Nischal Kanishk
Важно не только соблюдать правила, но и уважать других участников движения. Мотоциклисты не должны ездить в междурядье без необходимости — это увеличивает риск. Водители должны понимать, что мотоциклы могут маневрировать быстрее, и не блокировать их. Взаимное уважение и осознанность — основа безопасности. Каждый день, выходя на дорогу, помните: ваша ответственность может спасти чью-то жизнь. Не просто соблюдайте правила — живите ими. Потому что за каждым знаком, за каждым сигналом — стоит человек, который хочет вернуться домой. В этот день памяти пообещайте: быть внимательнее, осторожнее, человечнее. Это не просто слова — это реальные действия, которые меняют жизнь.
Комментарии (0)