В автомобильном мире не так много машин, которые могут похвастаться статусом единственного экземпляра, да еще и с такой историей, как Lotus Etna 1984 года. Уже этим летом, 13 августа 2025 года, на аукционе Broad Arrow в Монтерее этот концепт-кар вновь окажется в центре внимания коллекционеров и поклонников британской марки.
Lotus Etna был представлен публике на Британском международном автосалоне в 1984 году. Это был первый крупный проект марки после смерти основателя Колина Чепмена, и он должен был стать флагманом Lotus, воплощая самые передовые технологии своего времени. Несмотря на то, что в серию Etna так и не пошел, его технические решения опередили эпоху.
В основе концепта лежала платформа от Lotus Esprit, но инженеры оснастили Etna активной подвеской, разработанной на основе технологий Формулы-1. Система позволяла мгновенно менять клиренс, жесткость и крены кузова с помощью гидравлических актуаторов, управляемых компьютером. Подобные решения только начинали появляться в автоспорте, а для дорожных машин это было настоящим прорывом. Помимо этого, Etna получил системы контроля тяги, антиблокировочную систему тормозов и даже активное шумоподавление — для середины 80-х это казалось фантастикой.
Главной изюминкой стал двигатель. Под капотом Etna разместился уникальный V8 объемом 4,0 литра, разработанный Тони Раддом — тем самым инженером, который стоял за легендарным Lotus 78, первым болидом Формулы-1 с эффектом прижимной силы. Новый мотор, получивший индекс Type 909, был построен на базе фирменной рядной «четверки» серии 900, но имел восемь цилиндров и выдавал 335 л.с. и 400 Нм крутящего момента. Масса двигателя составляла 188 кг. По расчетам, Etna мог разгоняться до 97 км/ч (60 миль/ч) за 4,3 секунды, а максимальная скорость достигала 290 км/ч (180 миль/ч).
Однако реализовать эти амбициозные планы Lotus не удалось. В начале 80-х компания столкнулась с падением спроса из-за роста цен на топливо и общемирового экономического спада. После покупки Lotus концерном General Motors в 1986 году проект Etna и двигатель Type 909 были окончательно заморожены. Концепт-кар долгие годы хранился на заводе в Хетеле и лишь в 1998 году вновь появился на публике.
В 2004 году автомобиль приобрел коллекционер Олав Глазиус, который вместе с бывшим инженером Lotus Кеном Майерсом восстановил машину. Оказалось, что под капотом сохранился оригинальный V8 Type 909 — один из двух построенных экземпляров. Для возвращения Etna на ходу инженеры заменили сложную активную подвеску на компоненты от Esprit, но в остальном концепт остался максимально аутентичным. После реставрации автомобиль участвовал в различных выставках и сменил нескольких владельцев, последний из которых проживает в Южной Калифорнии.
Теперь уникальный Lotus Etna вновь ищет нового хозяина. Организаторы аукциона Broad Arrow ожидают, что автомобиль уйдет с молотка за сумму от 23 до 37 миллионов рублей (250 000–400 000 долларов США). Если прогнозы сбудутся, Etna войдет в пятерку самых дорогих автомобилей Lotus, когда-либо проданных на аукционах. Абсолютный рекорд принадлежит гоночному Lotus Type 34 1964 года, который ушел за 1,15 миллиона долларов, но даже 400 тысяч долларов — это огромная сумма для дорожного Lotus.
Для коллекционеров и поклонников марки это не просто редкий шанс приобрести уникальный автомобиль, но и возможность прикоснуться к истории инженерных экспериментов Lotus. Ведь Etna — это не только концепт-кар, но и символ амбиций и инноваций британской марки, которые опередили свое время.
Комментарии (0)