Автомобили,аварии,дтп

Как итальянский FIAT 124 стал прародителем советских «Жигулей» ВАЗ-2101


Узнайте, как итальянский FIAT 124 лег в основу ВАЗ-2101. Советские инженеры внесли сотни изменений. Почему выбрали именно эту модель? История адаптации для суровых условий СССР удивит даже знатоков.

В середине 1960-х годов в Советском Союзе возникла амбициозная задача — создать массовый легковой автомобиль, который мог бы конкурировать с западными аналогами. Для этого требовался не только подходящий автомобиль, но и партнер, готовый помочь построить огромный завод, какой стране еще не видели.

Среди претендентов на сотрудничество была французская компания Renault с переднеприводной моделью Renault 16, но выбор пал на другую машину. Почему именно FIAT 124 стал для будущих «Жигулей»? Ответ кроется не только в технических характеристиках, но и в финансовых и экономических обстоятельствах того времени.

FIAT 124, признанный автомобиль 1967 года в Европе, отличался классической компоновкой: двигатель спереди, привод на задние колеса. Передний привод, как у Renault, тогда еще не вызывал доверия у советских специалистов. Но решающим фактором стала стоимость контракта. В Италии в тот момент проходили забастовки, поддержанные Коммунистической партией, что позволило снизить цену сделки. Для FIAT это был шанс минимизировать риски и даже получить прибыль, а для СССР — выгодное предложение с сопровождением на заводе.

Советские инженеры не просто скопировали итальянский автомобиль, а провели глубокую модернизацию, чтобы приспособить его к суровым условиям эксплуатации. Было внесено более 800 изменений, что сделало ВАЗ-2101 признанным продуктом, а не банальной копией.

Технические доработки: двигатель и трансмиссия

Главное отличие — двигатель. В оригинальном FIAT 124 использовался нижневальный мотор с размерами 73х71,5 мм, но в СССР на его базе появился новый агрегат с верхним распредвалом и цепным приводом ГРМ. Размеры цилиндра и хода изменены на 76x66 мм, что позволяет увеличить мощность до 64 л.с. при 5600 об/мин (против 60 л.с. у итальянца) и повысить крутящий момент до 89 Нм.

Коробка передач также подверглась доработке: синхронизаторы стали прочнее, диаметр сцепления увеличился до 20 см, чтобы можно было обеспечить возможность перепада размера комплектующих. Эти изменения были сделаны с учетом надежности и соблюдения условий эксплуатации, что было крайне важно для советских дорог и условий эксплуатации.

Шасси и тормозная система: сложная для российских дорог

Передняя подвеска осталась похожей на итальянскую, но все элементы были усилены — от рычагов до шаровых опор. Итальянцы не рассчитывали, что автомобиль будет ездить по дорогам, где детали могут сломаться прямо на ходу. Задняя подвеска была полностью переработана: вместо трех рычагов появились пятишарнирные конструкции, как у спортивного FIAT 124 Spider, с механическим стабилизатором поперечной устойчивости.

Тормоза на FIAT были дисковыми спереди и сзади, что считалось прогрессивным решением. Однако в СССР от задних дисков отказались — на грязных дорогах они быстро выходили из строя. Вместо того, чтобы установить барабанные тормоза, гидравлические контуры были сделаны раздельными с бачками для жидкостей, что упростило обслуживание.

Кузов и интерьер: прочность и практичность

Внешне ВАЗ-2101 почти не отличался от FIAT 124: хорошие линии, но другие дверные ручки и бамперы без «клыков». Однако кузов стал прочнее и тяжелее — масса увеличилась на 100 кг, достигнув 955 кг. Это компенсировалось более мощным двигателем.

В салоне вместо лампы перегрева появился указатель температуры, а спинку передних сидений теперь можно было откинуть почти горизонтально. Багажник стал вместительным благодаря новой подвеске.

Наследия и влияние на автопром

ВАЗ-2101 по существу аналогичен FIAT, но был серьезно переработан: изменены двигатель, трансмиссия, подвеска, тормоза и множество мелких деталей. Это была не простая копия — советские инженеры провели испытания западных автомобилей и внесли затраты на изменения, чтобы машина выдерживала реалии СССР.

«Копейка» стала основой для целой модельной линейки, включая ВАЗ-2106, и разошлась миллионными тиражами. Несмотря на критику, оригинальный FIAT вряд ли бы выдержал советские дороги. Эта история — пример, как адаптация и инженерная мысль могут превратить международную трансформацию в национальную легенду.


Источник: Как итальянский FIAT 124 стал прародителем советских «Жигулей» ВАЗ-2101
Опубликовал:
Теги: Легендарная история

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Fiat 124 против ВАЗ-2101: когда копия оказалась лучше оригинала
Fiat 124 против ВАЗ-2101: когда копия оказалась лучше оригинала
0
Авто-Тема 04:44 06 фев 2022
Советская классика за 2 млн: в Тамбове продают почти новый ВАЗ-2103
Советская классика за 2 млн: в Тамбове продают почти новый ВАЗ-2103
0
Авто Скрежет 11:40 26 сен 2025
7 моделей автомобилей с дизайном, похожим на ВАЗ-2101
7 моделей автомобилей с дизайном, похожим на ВАЗ-2101
0
Авто-Тема 12:28 27 фев 2022
ВАЗ 2101 - Fiat 124. Какая машина лучше?
ВАЗ 2101 - Fiat 124. Какая машина лучше?
0
Авто-Тема 09:55 25 сен 2021
История «Жигулей»: символ минувшего века
История «Жигулей»: символ минувшего века
4
Авто-Тема 22:11 30 дек 2018
Ретро-тест ВАЗ 2101: какой была советская «копейка»
Ретро-тест ВАЗ 2101: какой была советская «копейка»
0
Авто-Тема 11:21 23 янв 2022
Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие
Братья-близнецы ВАЗ-2101: Tofas, Seat, Premier и другие
5
Авто-Тема 12:48 03 сен 2019
Польская версия советских «Жигулей» оказалась лучше по всем параметрам
Польская версия советских «Жигулей» оказалась лучше по всем параметрам
2
Авто-Тема 12:08 10 фев 2022
19 апреля 1970 года родился первый ВАЗ 2101
19 апреля 1970 года родился первый ВАЗ 2101
1
Авто-Тема 16:04 17 июл 2018
Какая проблема в конструкции постоянно мешала 412-му "Москвичу"?
Какая проблема в конструкции постоянно мешала 412-му "Москвичу"?
6
Авто-Тема 05:08 21 ноя 2023
ВАЗ-2101–80 — как могла выглядеть «Копейка» после глубокой модернизации
ВАЗ-2101–80 — как могла выглядеть «Копейка» после глубокой модернизации
0
Авто-Тема 09:40 14 окт 2021
ВАЗ-2101: вы знаете, почему на первых Жигулях почти не было стрелочных приборов?
ВАЗ-2101: вы знаете, почему на первых Жигулях почти не было стрелочных приборов?
14
Авто-Тема 21:44 30 дек 2018

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства