В сети активно обсуждают новый штраф за езду в левом ряду при свободных правых. Мы разобрались: это фейк. Узнайте, почему камеры не фиксируют это нарушение, за что на самом деле наказали водителя и какие правила действительно действуют на загородных трассах.
В 2025 году российское автомобильное сообщество взбудоражила информация, стремительно распространившаяся через социальные сети и мессенджеры. Речь шла о якобы имевшем место прецеденте: водитель легкового автомобиля получил штраф с камеры автоматической фиксации за движение по левой полосе на загородной трассе при свободных правых рядах. Однако детальная проверка показала, что эти сведения не соответствуют действительности и являются очередной сетевой дезинформацией.
Несмотря на фейковый характер новости, сам запрет действительно существует в Правилах дорожного движения Российской Федерации. Пункт 9.4 ПДД четко предписывает водителям транспортных средств двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Занимать левые полосы при свободных правых на дорогах вне населенных пунктов запрещено. За несоблюдение этого требования Кодексом об административных правонарушениях предусмотрена ответственность по части 1 статьи 12.15. Размер штрафа составляет 2250 рублей. При этом законодательство предусматривает возможность оплаты со скидкой 25% в течение 30 дней, что уменьшает сумму до 1687,5 рублей. Тем не менее, на практике этот штраф практически не применяется.
Ключевой момент заключается в технических возможностях комплексов фотовидеофиксации. Как пояснили представители компании "МВС Групп", одного из ведущих операторов систем контроля дорожного движения в Московской области и других регионах страны, существующие камеры не имеют алгоритмов для администрирования данного вида нарушения. Системам сложно с высокой точностью определить, была ли правая полоса действительно свободна на протяжении достаточного для перестроения участка, а также учесть все возможные нюансы, такие как подготовка к опережению или объезду препятствия. Поэтому функция фиксации "необоснованного занятия левой полосы" в комплексах не активирована.
Расследование показало, что водитель, чье постановление стало вирусным, был оштрафован совсем за другое нарушение. Он действительно получил "письмо счастья", но за движение по обочине. Автомобилист пытался объехать затор, что и было зафиксировано камерой. Этот проступок квалифицируется по той же статье 12.15 КоАП РФ, но является гораздо более частым и однозначно трактуемым нарушением, которое комплексы фиксации распознают без проблем.
Отдельно стоит упомянуть ситуацию с грузовым транспортом. Для водителей транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 2,5 тонн действуют еще более строгие ограничения. На дорогах с тремя и более полосами в одном направлении им разрешено занимать крайнюю левую полосу исключительно для поворота налево или разворота. В остальных случаях их движение ограничено первыми двумя рядами. К сожалению, это правило часто игнорируется, что создает опасные ситуации и затрудняет движение для легковых автомобилей, вынужденных опережать большегрузы справа, что также является нарушением ПДД.
Таким образом, слухи о массовых штрафах за езду в левом ряду оказались ложными. Водителям следует сохранять спокойствие, но не забывать о культуре вождения и требованиях ПДД. Соблюдение рядности не только помогает избежать потенциальных, хоть и маловероятных, штрафов, но и способствует повышению общей безопасности и пропускной способности дорог.
Комментарии (0)