Автомобили,аварии,дтп

Советский бесшатунный двигатель: почему уникальная разработка Баландина не стала серийной


В СССР был создан необычный мотор с выдающими характеристиками. Его преимущества поражали инженеров. Но секретность и обстоятельства не позволили ему изменить отрасль.

С момента появления первых двигателей внутреннего сгорания инженеры по всему миру пытались устранить их главные недостатки. Одной из самых сложных проблем оставался износ, вызванный работой шатунов, который приводил к быстрому старению деталей. В СССР в 1930-х годах авиаконструктор Сергей Баландин предложил радикально иной подход, который мог бы изменить всю индустрию.

Вместо традиционного кривошипно-шатунного механизма Баландин применил систему с прямыми штоками и эксцентриками. Такая конструкция позволяла избавиться от боковых нагрузок на поршни, что значительно увеличивало ресурс двигателя и снижало вибрации. По информации Pravda.Ru, первые прототипы показали впечатляющие результаты: КПД достигал 96%, а расход топлива снижался на 10-12%.

Экспериментальные моторы, созданные под руководством Баландина, отличались не только эффективностью, но и компактностью. Например, четырехцилиндровый вариант по размерам напоминал двигатель от «Волги», но выдавал в полтора-два раза больше мощности. В дальнейшем были собраны и более мощные агрегаты, включая восьмицилиндровый турбированный мотор и даже проект 24-цилиндрового двигателя, который по характеристикам превосходил зарубежные аналоги.

Однако работы над этими моторами велись в условиях строжайшей секретности. Большинство чертежей и технической документации были засекречены, а часть материалов впоследствии утеряна. После войны Баландин получил патент на свою разработку и опубликовал книгу, где подробно описал принципы работы бесшатунных двигателей. Но широкого распространения его идеи так и не получили.

В 1980-х годах на ЗиЛе был построен опытный образец такого двигателя, который по своим характеристикам превосходил серийные дизели. Тем не менее, до массового производства дело не дошло. Практическое применение нашлось лишь для компрессоров, которые отличались низким уровнем шума и вибраций. Попытки использовать бесшатунный мотор на мотоциклах также не увенчались успехом.

Почему столь перспективная технология не получила развития? Одной из причин называют утрату технической документации из-за секретности. Кроме того, по мнению некоторых специалистов, крупные производители не были заинтересованы в радикальных изменениях, которые потребовали бы полной перестройки производственных процессов. В последние годы предпринимались попытки возродить проект, но они не привели к созданию серийного образца.

Сегодня уникальные двигатели Баландина можно увидеть лишь в музеях, а их история остается примером того, как инновации могут быть остановлены не техническими, а организационными и экономическими причинами.


Источник: Советский бесшатунный двигатель: почему уникальная разработка Баландина не стала серийной
Опубликовал:
Теги: Легенды автомира

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Российский электрокар «Атом»: раскрыты все характеристики серийной версии
Российский электрокар «Атом»: раскрыты все характеристики серийной версии
1
Авто Скрежет 13:40 02 дек 2025
Почему моторы чаще ставят впереди: вся правда о компоновке авто
Почему моторы чаще ставят впереди: вся правда о компоновке авто
1
Авто Скрежет 11:40 04 дек 2025
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной
Феномен Bose: почему лучшая в мире подвеска до сих пор не стала серийной
7
Авто-Тема 15:54 22 май 2018
Прокипятил картофельные очистки в электрочайнике, показываю, к чему это привело
Прокипятил картофельные очистки в электрочайнике, показываю, к чему это привело
2
Все о работе руками 12:00 12 май 2024
Почему у советского Запорожца мотор стоял сзади, а не спереди как у других авто
Почему у советского Запорожца мотор стоял сзади, а не спереди как у других авто
2
Авто Скрежет 15:40 02 дек 2025
АМТ из Миасса представил вездеход 10×10 и водородный тягач для суровых условий
АМТ из Миасса представил вездеход 10×10 и водородный тягач для суровых условий
0
Авто Скрежет 11:41 15 дек 2025
NSU Ro 80: как роторный двигатель изменил представление о седанах в 60-х
NSU Ro 80: как роторный двигатель изменил представление о седанах в 60-х
0
Авто Скрежет 14:24 Вчера
Циклолет — разработка, заинтересовавшая различные ведомства России
Циклолет — разработка, заинтересовавшая различные ведомства России
10
Авто-Тема 18:30 30 авг 2021
Советский шашлык: вкус и история традиционного гастрономического наследия
Советский шашлык: вкус и история традиционного гастрономического наследия
1
Мужской журнал 05:00 23 ноя 2025
1985 год. Уникальная спецоперация «Вымпела» в Ливане: разумное устрашение врага
1985 год. Уникальная спецоперация «Вымпела» в Ливане: разумное устрашение врага
25
Мужской журнал 10:00 14 июн 2021
Почему стучит двигатель
Почему стучит двигатель
0
Авто-Тема 14:18 10 янв 2022
Почему картошка стала сладкой и можно ли ее есть
Почему картошка стала сладкой и можно ли ее есть
0
Все о работе руками 07:55 27 фев 2022

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства