
Когда появились первые платные трассы и кто их придумал? Почему в России шлагбаумы ломают, а в Европе нет? Кто решает, сколько платить за проезд, и бывают ли дороги, которые снова становятся бесплатными? Ответы удивят даже опытных водителей.
Платные дороги давно стали привычной частью жизни автомобилистов, но мало кто задумывался, как и почему они появились. История коммерческого использования дорог уходит корнями в Англию XVII века. Тогда местные жители не справились с ремонтом из-за растущего потока торговцев, и власти решили ввести плату за проезд. Сначала деньги собирали мировые судьи, а позже появились специальные трасты, которые контролировали большую часть английских дорог. Этот опыт быстро был внедрен и в других странах.
Современные платные дороги строят не только ради прибыли. Вносимая плата покрывает расходы на содержание и обеспечивает высокий уровень обслуживания. Чистые обочины, ровное покрытие, зона отдыха через несколько десятков километров и возможность передвигаться с высокой скоростью — все это выделяет платные участки. Кроме того, такие дороги помогают разгрузить основные магистрали, используя альтернативу пробкам и заторам.
В России платные дороги появились благодаря указу, подписанному в начале 90-х годов. Первый платный участок открылся на трассе М-4, которая и сегодня остается одной из самых востребованных. Однако попытки внедрить европейские стандарты не всегда проходят гладко. Например, на М11 изначально установлены мягкие шлагбаумы, которые в Европе легко открываются при необходимости. Но российские водители быстро нашли способ их обойти, что вынудило операторов заменить их на жесткие конструкции. Теперь за повреждение шлагбаума придется возместить ущерб.
Владельцы и операторы платных дорог — это отдельная тема. Обычно собственником выступает государственная компания, а обслуживание осуществляют дочерние структуры. Именно с ними водители решают вопросы в случае чрезвычайных или спорных ситуаций. Интересно, что иногда платные дороги вновь становятся бесплатными. Так произошло с трассой «Алтай-Кузбасс» и мостом через Обь в Барнауле. Причиной стали жалобы местных жителий и изменения, согласно которым платный режим не оправдал ожиданий. После отказа от платы на этих участках усилили контроль со стороны ГАИ.
В итоге у водителей всегда есть выбор: получить комфорт и скорость или экономию, но провести больше времени в пробках. Платные дороги — это не только способ быстро добраться до цели, но и множество интересных историй, о которых знают далеко не все.

Комментарии (0)