
Поступило новое предложение для властей. Оно касается стоимости топлива на АЗС. Ценники на заправках хотят ограничить. Но у экспертов есть серьезные опасения. Эта мера может сильно навредить рынку. Водителям стоит знать о последствиях.
В Федеральную антимонопольную службу поступила очередная инициатива, призванная обуздать рост стоимости горючего на заправках. Как сообщают «Известия», Национальный автомобильный союз (НАС) выдвинул идею о введении предельно допустимых розничных цен на бензин и дизель. Замысел выглядит довольно просто и на первый взгляд привлекательно для любого автовладельца.
Механизм расчета предлагается следующий: за основу берется средняя цена на конкретный вид топлива в регионе ровно год назад и к ней прибавляется официальный уровень потребительской инфляции за прошедшие 12 месяцев. Если применить эту формулу к столичным реалиям, то получится интересная картина. Например, на прошлой неделе бензин марки АИ-92 в Москве, согласно этой схеме, не должен был бы стоить дороже 58 рублей за литр. Однако реальный средний ценник на заправках превысил 60 рублей. Разница, казалось бы, небольшая, всего 4%, но в масштабах рынка это колоссальные цифры.
В НАС полагают, что такой подход остановит аппетиты независимых автозаправочных станций, которые, по их мнению, пользуются ситуацией и завышают стоимость горючего в погоне за сверхдоходами. А ведь именно на долю таких частных заправок приходится больше половины всего розничного топливного рынка страны.
Однако при более глубоком погружении в вопрос становится ясно, что реализовать такую идею без массового закрытия АЗС практически невозможно. Заправки не производят топливо, а закупают его на оптовом рынке: на биржах, нефтебазах или напрямую у НПЗ. Это живой рынок, где цены формируются балансом спроса и предложения, а не директивами. И именно биржевые котировки служат ориентиром для всех оптовиков. С начала года биржевая стоимость того же АИ-92 взлетела на 44%, в то время как розница смогла поднять ценники лишь на 10,8%, и это с учетом планового январского повышения акцизов.
В итоге многие независимые игроки оказались меж двух огней. С одной стороны - стремительно дорожающий опт, с другой - пристальное внимание ФАС и недовольство водителей. Продолжать работать, не повышая цены, означает торговать себе в убыток. Резко задрать ценники - нарваться на санкции. Поэтому некоторые станции просто прекращают продажу отдельных видов топлива или вовсе закрываются, не выдерживая давления. У них нет той финансовой подушки, которая есть у вертикально-интегрированных нефтяных гигантов, способных перекрыть убытки розницы за счет других направлений бизнеса.
Даже в Москве, где независимых АЗС не так много, статистика показывает, что сети крупных нефтяных компаний торгуют топливом по ценам, которые значительно выше предложенного «потолка». Это говорит о том, что проблема не в жадности частников, а в общей экономической ситуации на топливном рынке. Забавно, что мы совсем недавно наблюдали за попытками Запада ограничить цены на нашу нефть, справедливо указывая на неработоспособность такого механизма в условиях рыночной экономики. Теперь же похожие идеи звучат применительно к нашему внутреннему рынку, где временами возникает угроза дефицита. Выглядит это, по меньшей мере, нелогично.
Комментарии (0)