
В СССР создали необычный мотоцикл с роторным мотором. Он мог изменить всю отрасль. Но проект так и не дошел до конвейера. Почему это произошло, читайте в нашем материале.
В восьмидесятых советские мотоциклы уже не выдерживали конкуренции с зарубежными моделями. Даже популярные Jawa оставались простыми двухтактниками, а про «Урал» и говорить не приходилось. Все понимали: нужна срочная модернизация. Однако руководство заводов не спешило вкладываться в обновление, ведь спрос на старые байки сохранялся. Тем не менее, во второй половине десятилетия специалисты ВНИИ Мотопрома СССР решились на смелый эксперимент – создать мотоцикл с роторным двигателем на базе «Урала».
Сколько всего было построено экземпляров модели 7.151, до сих пор неизвестно. Ясно одно: в серию она не пошла, а до наших дней дожил лишь один или два опытных образца. Внешне байк напоминал «Иж», хотя технически это был полноценный «Урал». Такой дизайн выбрали не случайно – инженеры хотели избавиться от устаревшего облика, который тянулся еще с военных времен. Впрочем, если бы проект получил развитие, внешний вид наверняка бы доработали.
Главная особенность 7.151 – двигатель Ванкеля. В СССР идею роторного мотора подхватили после того, как АвтоВАЗ начал выпускать небольшие партии моторов для силовых структур. Инженеры ВНИИ Мотопрома и Ирбитского завода разработали мотор РД-515 на базе вазовских агрегатов, но сделали его односекционным. Многие детали подходили от «Жигулей», что позволяло быстро наладить производство. На создание и доводку ушло почти десять лет. Особое внимание уделили ресурсу: благодаря никасиловому покрытию мотор мог пройти до 50 тысяч километров до капремонта. Объем составил 491 куб. см, мощность – 40 л. с., а крутящий момент впечатлял с самых низких оборотов.
Уникальной была и выхлопная система: она включала приемный блок для охлаждения раскаленных газов, ведь роторный мотор работал при более высоких температурах. Питание осуществлялось через карбюратор, но смесь сжигалась двумя свечами – одна работала стандартно, вторая дожигала остатки. Охлаждение сделали жидкостным, с массивным радиатором – воздушное не справлялось даже летом. Колеса были легкосплавными, тормоза – гидравлическими, причем отдельный барабан стоял даже на колесе коляски. Бак увеличили, ведь расход топлива у роторного двигателя выше, но точных данных не сохранилось. Переднюю вилку пришлось разрабатывать с нуля – стандартная не выдерживала нагрузок. Приборная панель собрана из элементов ВАЗ-2106, а рама – дуплексная, с двойными трубами, что обеспечивало вдвое большую жесткость на скручивание.
Испытать необычный мотоцикл удалось только инженерам, работавшим над проектом. Благодаря высокой тяге с низких оборотов, байк оказался довольно резким – удержаться в седле было непросто. Планировалось не только запустить модель в серию, но и построить для нее отдельный завод в Набережных Челнах. Там хотели выпускать целую линейку инновационных мотоциклов, включая спортивные и кроссовые. Однако экономические перемены конца 80-х перечеркнули эти планы – государство отказалось финансировать строительство.
ВНИИ Мототехники не остановился на одной модели: в 1988 году был создан опытный эскортный мотоцикл с роторным мотором объемом 600 куб. см и мощностью 50 л. с. Но и он остался в единственном экземпляре, даже не прошел испытания. После распада СССР работы над роторными байками прекратились окончательно. Сегодня такие мотоциклы не выпускает ни одна компания в мире, и это по-настоящему жаль.
Комментарии (0)