
Власти готовят новые правила игры. Производителей ждет большая ответственность. Ремонтировать технику станет проще. Владельцам больше не придется страдать. Закон коснется абсолютно всех брендов. Узнайте подробности важной инициативы.
Российские автовладельцы, столкнувшиеся в последние годы с настоящим сервисным коллапсом, могут вздохнуть с облегчением. В Государственную Думу внесен законопроект, призванный раз и навсегда решить проблему с доступом к запчастям и ремонту сложной техники, включая автомобили. Инициатива затрагивает ахиллесову пяту современного рынка: ушедшие западные бренды и стремительно меняющиеся модельные ряды азиатских компаний.
Проблема назрела давно. После 2022 года многие водители оказались в патовой ситуации. Дилерские центры, например, Mercedes, лишились доступа к официальным базам данных, что сделало невозможным даже плановое техобслуживание. Параллельный импорт решил вопрос с поставками деталей лишь отчасти, превратив ожидание нужного компонента в лотерею. А бурный рост популярности китайского автопрома принес свою головную боль: модели обновляются так часто, что уже через пару лет найти комплектующие для «устаревшей» машины становится настоящим квестом, ведь производители из Поднебесной зачастую не делятся сервисной документацией.
Новый документ, как сообщает «Российская Газета», предлагает внести поправки в закон «О защите прав потребителей». Суть проста: изготовитель будет обязан обеспечить возможность полноценного использования товара. Это включает в себя не только ремонт, но и выпуск запчастей с технической документацией в нужном объеме. Причем делать это придется как во время производства модели, так и после ее снятия с конвейера - на протяжении всего заявленного срока службы. Если же такой срок не установлен, то планка устанавливается на отметке в десять лет с момента продажи техники покупателю.
Экспертное сообщество в целом позитивно оценивает эту меру. Юрий Пароменко, возглавляющий испытательную лабораторию «УслугиАвто», считает, что подобный закон был необходим еще вчера. Он пояснил, что сервисные центры фактически оказались заложниками санкционных ограничений. В качестве яркого примера он привел ситуацию с сельхозтехникой John Deere, где даже для сброса межсервисного интервала после замены масла требуется подключение к заблокированным ныне базам данных. По его мнению, государство делает абсолютно правильный шаг, стремясь гарантировать обслуживание техники.
Автоэксперт Игорь Моржаретто соглашается, что такая практика является нормой во многих развитых странах, и ее внедрение в России пойдет только на пользу. Однако, как это будет работать с китайскими компаниями - большой вопрос. В их национальном законодательстве подобных строгих требований нет, и заставить их играть по новым правилам может быть непросто. Правительство РФ уже высказало свою поддержку законопроекту, но с оговорками. Чиновники указали на необходимость доработки терминологии, в частности, на странное упоминание «операторов рынка» - понятия, которого в российском правовом поле просто не существует. Тем не менее, лед тронулся, и у владельцев техники появилась надежда на цивилизованный сервис.
Комментарии (0)