
В сентябре 2025 года рынок новых машин удивил экспертов. Сумма затрат россиян достигла максимума за год. Премиальные авто укрепили позиции. Китайские бренды впервые уступили по динамике.
В начале осени 2025 года российский рынок новых легковых автомобилей продемонстрировал заметный рост финансовой активности. По информации Автостат, в сентябре жители страны потратили на покупку новых машин почти 410 млрд рублей. Это максимальный показатель за последние 11 месяцев и первый раз, когда сумма превысила отметку в 400 млрд рублей за такой период.
Сравнивая с августом, объем затрат увеличился на 4,3%, хотя по сравнению с прошлым годом результат все еще ниже на 13,6%. В сентябре 2024 года россияне потратили на новые автомобили 474,5 млрд рублей. Несмотря на это, текущий результат стал самым высоким с ноября прошлого года, когда рынок также показывал активность на фоне изменений в утилизационном сборе.
В структуре расходов заметно выросла доля премиальных автомобилей. В сентябре было реализовано 12 тысяч новых машин этого сегмента, что на 15,4% больше, чем месяцем ранее. На их покупку россияне потратили 98,6 млрд рублей, увеличив расходы на 14,3%. В результате доля премиальных авто в общей сумме затрат достигла 24,1%, тогда как массовый сегмент снизился до 75,9%. При этом продажи массовых моделей немного сократились, но общая сумма расходов на них выросла до 311,3 млрд рублей.
Интересно, что только китайские бренды показали снижение затрат: в сентябре на их автомобили было потрачено 212,6 млрд рублей, что на 2,1% меньше, чем в августе. Остальные страны-производители, напротив, увеличили свои показатели. На российские машины потратили 64,7 млрд рублей (+7,4%), на европейские — 58,3 млрд (+18,9%), на японские — 33,9 млрд (+10,6%), на корейские — 12,4 млрд (+25%), а на американские — 5 млрд рублей (+9,8%). Несмотря на снижение, китайские марки сохранили лидерство по доле в финансовой емкости рынка — 51,9%. За ними следуют отечественные бренды (15,8%), европейские (14,2%), японские (8,3%), корейские (3%) и американские (1,2%).
Если рассматривать количество проданных автомобилей, то китайские производители также занимают первое место — 63 тысячи машин за месяц. Российские бренды реализовали 37,1 тысячи авто, а японские и европейские — по 5,6 и 5,4 тысячи соответственно. Остальные участники рынка показали более скромные результаты.
В сентябре снизилась доля кроссоверов и внедорожников в структуре затрат. Было продано 87,1 тысячи новых SUV, на которые потратили 324,6 млрд рублей. Это 71% от общего числа проданных машин и 79,2% от всех затрат. В августе эти показатели были выше — 72,7% и 80,4% соответственно. Второе место по популярности заняли автомобили В-класса: 20,1 тысячи проданных машин на сумму 31,2 млрд рублей. Их доля составила 16,4% в объеме продаж и 7,6% в общей сумме расходов. Остальные сегменты не превысили 3% ни по количеству, ни по деньгам.
Как сообщает Автостат, одной из причин роста затрат в сентябре стало ожидание изменений в утилизационном сборе. Многие покупатели решили приобрести автомобили заранее, чтобы избежать повышения цен после введения новых ставок. В прошлом году аналогичная ситуация уже приводила к всплеску продаж и расходов. Эксперты прогнозируют, что в октябре 2025 года сумма потраченных средств может оказаться еще выше, если тенденция сохранится.
Финансовая емкость рынка — это сумма, которую россияне в совокупности потратили на новые легковые автомобили за месяц. Она рассчитывается исходя из средних цен и количества проданных машин. По итогам сентября 2025 года этот показатель вновь оказался на подъеме, что свидетельствует о высокой активности покупателей и изменениях в структуре спроса.

Комментарии (0)