
Лизинговые компании столкнулись с замедлением роста запасов изъятых авто. Новые данные показывают интересные изменения в структуре стока. Эксперты отмечают сложности с реализацией некоторых категорий транспорта. Подробности в нашем материале.
В третьем квартале 2025 года лизинговые компании практически перестали наращивать объемы изъятых у клиентов транспортных средств. По информации Сергея Целикова, темпы прироста стока оказались минимальными: всего 2,6% по сравнению с предыдущим кварталом. Для сравнения, во втором квартале этот показатель превышал 34%, что свидетельствует о резком замедлении процессов.
База данных проекта «Без торга», охватывающая около 80% ключевых игроков рынка, фиксирует, что сейчас количество поступающих в сток автомобилей почти совпадает с числом реализуемых. Это означает, что рынок достиг своеобразного баланса между поступлением новых машин и их продажей. Однако, несмотря на это, примерно треть транспортных средств задерживается в стоке более полугода, постепенно превращаясь в так называемый «железный осадок». Такие автомобили становятся все менее привлекательными для покупателей, и реализовать их становится сложнее.
Структура стока также претерпела изменения. Более 60% всех готовых к продаже транспортных средств составляют грузовые автомобили, а также прицепы и полуприцепы. Их доля практически не изменилась за квартал, увеличившись лишь на 2%. Легковые автомобили занимают около 18% от общего объема, и именно с ними у лизинговых компаний меньше всего проблем: срок продажи минимален, а запасы постепенно сокращаются.
В то же время, в третьем квартале начал расти сток легких коммерческих автомобилей (LCV) массой до 3,5 тонн. Сейчас на них приходится 7,5% от всех изъятых и готовых к продаже транспортных средств. Доля спецтехники также увеличивается и составляет примерно 9% от общего объема. Это говорит о том, что спрос на такие виды транспорта остается ограниченным, а реализовать их становится все труднее.
По информации Сергея Целикова, в базе данных «Без торга» учитываются только те автомобили, спецтехника и прицепы, которые уже прошли оценку стоимости. На данный момент таких транспортных средств насчитывается 31,3 тысячи единиц, еще около 8 тысяч находятся на стадии оценки. Однако у лизинговых компаний остается значительное количество проблемных активов, которые могут попасть в сток, а могут и не дойти до этой стадии. Оценить их точное количество невозможно, но эксперты не исключают, что их объем может значительно превышать текущие запасы готовых к продаже машин.
Таким образом, рынок изъятых автомобилей в лизинговом сегменте переживает период стабилизации. Темпы роста запасов замедлились, а структура стока смещается в сторону грузовой и специальной техники. При этом легковые автомобили по-прежнему реализуются быстрее всего. В ближайшее время ситуация может измениться, если изменится спрос на определенные категории транспорта или появятся новые экономические вызовы.

Комментарии (0)