В автомобильном мире разразилась настоящая сенсация: Tesla неожиданно закрывает свой амбициозный проект Dojo, который должен был стать одним из самых мощных суперкомпьютеров для обучения нейросетей автопилота. Еще несколько недель назад Илон Маск уверенно рассказывал о планах по запуску Dojo 2 и даже Dojo 3, а теперь компания официально подтверждает: проект сворачивается, а команда Dojo расформирована.
Изначально Dojo задумывался как альтернатива решениям Nvidia, чтобы Tesla могла самостоятельно обучать свои Full Self-Driving (FSD) нейросети, не завися от внешних поставщиков. Маск не раз подчеркивал, что собственные чипы — это рискованный, но потенциально очень выгодный шаг. Однако со временем стало ясно: по производительности Dojo уступает решениям Nvidia, а догнать их в ближайших поколениях не удается.
Вместо дальнейших инвестиций в Dojo, Tesla теперь делает ставку на новые чипы AI5 и AI6, которые предназначены для эффективной работы с задачами вывода (inference) прямо на борту автомобиля. Маск уверен, что эти чипы обеспечат значительный прирост производительности по сравнению с текущим оборудованием HW4, а если собрать множество таких чипов в одном кластере, можно получить нечто вроде «Dojo 3» — но уже на другой архитектуре.
Интересно, что большая часть команды Dojo уже перешла в новый стартап DensityAI, основанный бывшими топ-менеджерами Tesla. Компания планирует разрабатывать чипы и программное обеспечение для дата-центров, обслуживающих автомобильную индустрию. Остальные сотрудники Dojo были распределены по другим проектам Tesla, связанным с вычислениями и дата-центрами.
Закрытие Dojo — не просто техническое решение, а стратегический поворот. Маск давно намекал, что хочет сосредоточить ключевые AI-разработки в своей новой компании xAI, где он сохраняет полный контроль, в отличие от Tesla, где его доля снизилась. В последние месяцы он даже предлагал акционерам Tesla приобрести долю в xAI, чтобы интегрировать усилия двух компаний и обеспечить финансирование новых AI-проектов.
В марте 2025 года xAI приобрела социальную сеть X за 33 миллиарда долларов, чтобы использовать ее для обучения чат-ботов и интеграции искусственного интеллекта в автомобили Tesla. Уже сейчас фирменный чат-бот Grok встроен в мультимедийные системы электромобилей Tesla, а в будущем роль xAI в развитии автопилота только усилится.
Для Tesla закрытие Dojo означает усиление зависимости от внешних поставщиков чипов, прежде всего Nvidia. Однако Маск уверен, что новые AI5 и AI6 позволят компании оставаться на передовой в области искусственного интеллекта для автомобилей. Тем не менее, владельцам Tesla с оборудованием HW4 стоит задуматься о будущем своих машин: разрыв в производительности между поколениями чипов может оказаться весьма существенным.
В автомобильной индустрии подобные резкие повороты — не редкость для Маска. Он уже не раз закрывал масштабные проекты, чтобы сосредоточиться на более перспективных направлениях. Теперь же ставка делается на интеграцию усилий Tesla и xAI, а также на новые поколения чипов, которые должны обеспечить компании лидерство в гонке автопилотов и искусственного интеллекта на дорогах.
Остается только следить за развитием событий: как быстро xAI сможет вывести на рынок новые решения, и как это повлияет на будущее Tesla и всей индустрии умных автомобилей.
Комментарии (0)