
В Свердловской области запускают производство, способное изменить облик российских автомобилей будущего. Что за материал станет основой новых машин — и почему автопром ждал этого решения годами?
В Свердловской области запускают производство, способное изменить облик российских автомобилей будущего. Что за материал станет основой новых машин — и почему автопром ждал этого решения годами?В Свердловской области стартует амбициозный промышленный проект, который может оказать долгосрочное влияние на развитие высокотехнологичных отраслей, включая автомобилестроение. В рамках «Мировой атомной недели» подписано трёхстороннее соглашение между госкорпорацией «Росатом», администрацией особой экономической зоны «Титановая долина» и правительством Свердловской области о строительстве современного завода по производству углеволокна и ПАН-прекурсора — ключевого сырья для его изготовления. Об этом сообщает издание abn.agency со ссылкой на губернатора региона Дениса Пастера.
Новое предприятие станет первым в регионе производством полного цикла, способным выпускать углеволокно от исходного сырья до готового продукта. Этот материал уже давно перестал быть экзотикой — он активно используется в авиастроении, аэрокосмической отрасли, атомной и ветровой энергетике, медицине и судостроении. Важен он и для автомобилестроения: углеволокно позволяет значительно снизить массу кузова и отдельных компонентов без потери прочности, что напрямую влияет на топливную экономичность, динамику и выбросы CO₂. Многие мировые автопроизводители, от BMW до Lamborghini, уже внедряют композиты на основе углеволокна в серийные модели и гоночные прототипы.
Завод будет возведён на территории особой экономической зоны «Титановая долина», которая специализируется на развитии высокотехнологичных производств в сфере новых материалов и передовых промышленных технологий. Проект предусматривает строительство четырёх крупных производственных корпусов общей площадью более 60 тысяч квадратных метров. Полноценный запуск предприятия запланирован на 2032 год, однако отдельные этапы могут быть введены в эксплуатацию и раньше.
Реализация проекта потребует многомиллиардных инвестиций и создаст свыше 500 высококвалифицированных рабочих мест. Это не только укрепит промышленный потенциал Урала, но и даст российским автопроизводителям доступ к стратегически важному материалу, который сегодня в значительной степени зависит от импортных поставок. Собственное производство углеволокна повысит технологическую независимость страны и откроет новые возможности для разработки лёгких, энергоэффективных и экологичных транспортных средств.
Для автомобильной отрасли России это событие может стать поворотным. Пока массовое применение углеволокна в серийных автомобилях сдерживается высокой стоимостью и сложностью переработки, наличие локального производства сырья и готового волокна способно снизить барьеры для внедрения композитов. В перспективе это может ускорить переход к более лёгким конструкциям машин, что особенно актуально в условиях роста требований к экологичности и энергоэффективности.
Таким образом, строительство завода в Свердловской области — это не просто промышленный проект, а важный шаг к формированию новой технологической базы для множества отраслей, включая будущее российского автопрома.
Комментарии (0)