Российских автомобилистов, попавших в ДТП, ждет серьезное изменение правил игры на рынке ОСАГО. Готовится законопроект, который позволит получать полную стоимость ремонта даже при денежной выплате, если владелец сам организует восстановление машины. Идея в том, чтобы страховая компания после подтверждения факта ремонта доплачивала ту сумму, которую ранее удерживала за износ деталей. Эту инициативу, как сообщает «Российская Газета», уже активно обсуждают в Минфине, Центробанке и экспертном сообществе.
Сегодняшняя система выплат по «автогражданке» все чаще ставит водителей в тупик. По закону, у них есть выбор: получить деньги или направление на ремонт в партнерский сервис страховщика. Однако на практике все не так просто. Денежная выплата рассчитывается с учетом износа, который может «съесть» до половины реальной стоимости запчастей. А направление на ремонт стало редкостью. Если в 2015 году в сервис отправляли 15% пострадавших машин, то сейчас эта цифра упала до мизерных 6%. Причина проста - дефицит комплектующих и длинные сроки их поставки.
Как будет работать новая схема
Предлагаемый механизм выглядит довольно просто и логично. Допустим, после аварии независимый эксперт-техник оценил восстановительные работы в 150 тысяч рублей. При этом износ заменяемых деталей составил 50 тысяч. По действующим правилам, если вы выбираете деньги, страховая перечислит вам только 100 тысяч. Оставшиеся 50 тысяч придется доплачивать из своего кармана. Новый законопроект предлагает изменить этот порядок.
После вступления поправок в силу, автовладелец сможет получить эти 100 тысяч, самостоятельно найти сервис, отремонтировать автомобиль, а затем предоставить страховщику подтверждающие документы. После этого компания будет обязана доплатить те самые 50 тысяч, которые изначально удержала за износ. Таким образом, полная стоимость восстановления будет покрыта. Важно понимать, что все первоначальные расчеты, как и сейчас, будут вестись по Единой методике Центробанка, использующей специальные справочники средних цен на запчасти и работы.
А что если в процессе ремонта обнаружатся скрытые повреждения? В этом случае процедура не меняется. Необходимо немедленно известить страховую компанию, чтобы ее представитель зафиксировал новые дефекты. Только после этого можно рассчитывать на увеличение суммы возмещения. Если же ремонт обошелся дороже просто потому, что вы выбрали элитный дилерский центр с завышенными ценами, эту разницу страховщик покрывать не будет. Доплата ограничится суммой износа.
Условия и подводные камни
Чтобы получить заветную доплату, водителю придется соблюсти несколько важных условий. Во-первых, на самостоятельное восстановление машины отводится определенный срок - не более 9 месяцев с момента получения основной выплаты. Это сделано для того, чтобы исключить злоупотребления и попытки отремонтировать автомобиль спустя годы после ДТП. Во-вторых, как уже упоминалось, о любых скрытых повреждениях, найденных в сервисе, нужно сразу сообщать страховщику. Без акта осмотра с его представителем оплачивать ремонт этих деталей никто не будет.
По сути, чем старше автомобиль, тем выгоднее для его владельца становится новая система. При максимальном износе в 50%, который применяется к машинам в возрасте, разница между денежной выплатой и реальной стоимостью ремонта колоссальна. Особенно актуально это для регионов вроде Дальнего Востока, Сибири и Урала, где много праворульных автомобилей. Новых запчастей для них практически нет, поэтому денежные выплаты там - основная форма возмещения. Новая схема позволит им ремонтироваться за счет страховки, используя контрактные детали.
Кому это выгодно и что изменится
По мнению главы Российского союза автостраховщиков Евгения Уфимцева, реформа дает водителю свободу выбора. Он сам решает, где и как чинить свою машину. Рассмотрим пример с максимальным лимитом в 400 тысяч рублей. С учетом износа выплата может составить всего 200 тысяч. Получив их, владелец едет в сервис. Если ему удалось уложиться в эту сумму, например, использовав качественные б/у запчасти, то вопрос закрыт. Если же ремонт потребовал больших вложений, он предоставляет чеки и получает доплату в пределах суммы износа, то есть еще до 200 тысяч.
Главная цель реформы - не только помочь добросовестным автовладельцам, но и выбить почву из-под ног так называемых автоюристов. Сегодня они пользуются несовершенством закона. Страховщик порой физически не может организовать ремонт в 30-дневный срок из-за отсутствия деталей. Автоюрист, выкупив право требования у клиента, идет в суд и выигрывает дело, взыскивая со страховой компании не только сумму ущерба, но и огромные штрафы и неустойки. В итоге страховщик, который и не отказывался платить, оказывается виноват без вины.
Эти судебные издержки раздувают убытки, которые в конечном счете ложатся на плечи всех страхователей через тарифы. Суммы по одному делу могут многократно превышать лимит в 400 тысяч. Новая система лишает автоюристов главного козыря: если страховщик не может организовать ремонт, он предлагает деньги и возможность получить доплату. Оснований для суда больше не будет. Ожидается, что выплаты водителям вырастут, а страховщики перестанут платить гигантские штрафы, что может стабилизировать тарифы ОСАГО.
Законопроект планируют объединить с другим, увеличивающим срок ремонта до 45 дней, и рассмотреть сразу во втором чтении. Однако, как отмечают эксперты, документ еще требует доработки. Например, есть опасения, что право решать, платить деньгами или направлять на ремонт, останется за страховщиком, что может ущемить права водителей. Тем не менее, по данным опросов, большинство автомобилистов поддерживают идею полной компенсации ремонта пусть и в два этапа.

Комментарии (0)