
Стоимость автогражданки снова изменилась. Выплаты по полисам бьют все рекорды. Страховщики готовят новые правила для водителей. Узнайте, чего ждать автовладельцам дальше. Грядут серьезные перемены в системе.
Российский рынок обязательного автострахования демонстрирует необычную динамику. По итогам трех кварталов 2025 года средняя выплата по полисам ОСАГО достигла нового исторического рекорда, в то время как средняя цена самой страховки, наоборот, показала снижение. Эти данные, как сообщает Российская Газета, были озвучены представителями Российского союза автостраховщиков (РСА), которые проанализировали ситуацию на рынке.
Цифры действительно впечатляют. Средний размер компенсации по годовому полису «автогражданки» за девять месяцев текущего года подскочил на 15% и составил 114 079 рублей. Это абсолютный максимум за все время существования системы ОСАГО. Для сравнения, за аналогичный период 2024 года эта цифра была заметно скромнее - 99 185 рублей. На фоне такого роста выплат парадоксальным выглядит снижение стоимости полисов. Средний чек на годовую страховку опустился на 5%, остановившись на отметке 7 274 рубля. Общая сумма компенсаций, выплаченных пострадавшим в ДТП, по оценкам РСА, достигла 164,4 миллиарда рублей, в то время как сборы страховых премий составили 240,3 миллиарда рублей.
Эксперты объясняют эту тенденцию результатами реформы по либерализации тарифов, которая стартовала еще в 2020 году. Глава РСА Евгений Уфимцев пояснил, что благодаря индивидуализации тарифов страховщики получили возможность более гибко подходить к оценке каждого водителя. Аккуратные автовладельцы, не имеющие в своей истории аварий, могут рассчитывать на покупку полиса по минимальной ставке в рамках тарифного коридора. Это не только стимулирует безопасное вождение, но и усиливает конкуренцию между страховыми компаниями, которые борются за безаварийных клиентов, предлагая им более выгодные условия. В результате средняя стоимость полиса удерживается от резкого роста и даже снижается, несмотря на инфляцию и удорожание запчастей, которые толкают вверх размеры выплат.
Вместе с тем, в союзе автостраховщиков признают существующую проблему. Текущие выплаты производятся с учетом износа деталей автомобиля, и зачастую полученной суммы не хватает на полноценный ремонт. Чтобы решить этот вопрос, в рамках обсуждаемой реформы системы возмещения по ОСАГО прорабатывается новый механизм. Предлагается дать автовладельцам выбор: либо ремонтировать машину по направлению страховой компании, либо заниматься ремонтом самостоятельно. Во втором случае водитель сможет получить не только основную сумму выплаты, но и дополнительную компенсацию в размере величины износа, которую ранее удерживали страховщики. Это должно дать больше свободы автовладельцам и сделать процесс урегулирования убытков более прозрачным и справедливым.
Статистика также показывает, что за отчетный период было заключено 37,6 миллиона договоров ОСАГО. Из них почти 5 миллионов пришлось на относительно новый продукт - краткосрочные полисы, которые пользуются спросом у водителей, использующих автомобиль сезонно. Это говорит о том, что рынок адаптируется к потребностям клиентов, предлагая более гибкие и разнообразные страховые продукты.

Комментарии (0)