
Власти готовят правила для робомобилей. Закон почти готов к принятию. Но в нем есть спорные моменты. Кто будет виноват в аварии? Вопросов пока больше, чем ответов. Разбираемся в деталях нового законопроекта.
Многолетняя работа над законом, который должен открыть беспилотным автомобилям путь на дороги общего пользования, близится к завершению. Как сообщает ТАСС, Минтранс совместно с разработчиками таких систем подготовил проект, который, однако, уже сейчас вызывает немало споров и оставляет открытыми ключевые вопросы. Документ содержит несколько новелл, призванных урегулировать движение автономного транспорта.
Одно из ключевых требований - обязательное подключение каждого беспилотника к специальному сервису дистанционной поддержки. Этот центр должен будет реагировать на нештатные ситуации. Эксперты отмечают, что это требование выглядит несколько избыточным, поскольку даже в рамках текущих экспериментов ни один робомобиль не выезжает на маршрут без удаленного контроля. Кроме того, закон обяжет такие машины иметь специальное обозначение, которое включается при переходе в автоматический режим. Это важно, ведь водитель в любой момент может взять управление на себя.
Законопроект также наделяет региональные власти, ФСО, ФСБ и владельцев дорог правом вводить ограничения на передвижение беспилотников. Для обозначения таких зон будут разработаны новые дорожные знаки, а Росстандарт уже готовит соответствующие поправки в ГОСТ. Все это создает правовую базу, но не решает главной проблемы.
Самый сложный и болезненный вопрос - это ответственность в случае аварии. Законодатели попытались распределить ее между всеми участниками процесса. Так, производитель или дилер будет нести ответственность, если ДТП случилось из-за сбоя в самой системе автономного вождения, при условии, что в ее работу никто не вмешивался. Владелец машины ответит за аварию, если нарушил правила эксплуатации, самостоятельно изменил конструкцию или вмешался в работу электроники. Сервисный центр понесет наказание за некачественный ремонт, а оператор дистанционной поддержки - за бездействие или неверные команды в критической ситуации.
На бумаге все выглядит логично, но на практике доказать вину конкретной стороны будет невероятно сложно. Это может превратить каждое разбирательство в запутанный юридический квест, в котором пострадавшая сторона рискует так и не дождаться компенсации. Не менее остро стоит и вопрос страхования. Обычное ОСАГО не рассчитано на роботов, и страховщикам предстоит разработать совершенно новые подходы и правила. Пока не будет абсолютной ясности в том, кто, за что и в каком случае платит, массовый выход беспилотников на дороги остается под большим вопросом.
Комментарии (0)