
В дилерском бизнесе России творится нечто странное. Контрактов становится больше, а салонов меньше. Кто выигрывает от такой схемы и что ждет отечественный авторынок дальше?
В российском автомобильном бизнесе наметилась удивительная тенденция: количество дилерских соглашений по легковым авто продолжает расти, а вот число самих автосалонов, напротив, сокращается. По информации Сергея Целикова, на начало октября 2025 года в стране насчитывалось 4522 действующих дилерских контракта. Это на 220 больше, чем в начале года. Однако за тот же период количество автосалонов уменьшилось на 131 и теперь составляет 2975 точек.
Причина этого парадокса кроется в своеобразной «игре с вывесками». Многие дилеры, не открывая новых площадок, просто получают дополнительные статусы для уже существующих точек. Например, практически все партнеры Chery в третьем квартале обзавелись еще и контрактами Tenet, ограничившись сменой вывески и минимальными вложениями. Это дало рынку сразу 217 новых контрактов, но не увеличило число салонов.
Схожая ситуация наблюдается и с брендом Solaris, который прибавил 48 контрактов, используя инфраструктуру дилеров KIA и Hyundai. Новые игроки вроде Knewstar, KGM, Lixiang, Rox и Avatr также активно заключают соглашения, но чаще всего делают это на базе уже существующих точек. Haval, Belgee и Voyah тоже расширили свои сети, но в основном за счет «косметических» изменений.
В то же время, некоторые бренды сокращают свое присутствие. Сети BAIC, FAW (Bestune), Dongfeng, JAC, Jaecoo, Omoda, Jetour, Jetta, Kaiyi, Livan, Xcite, Skywell и Exeed уменьшились. Глобальные марки вроде Toyota, Suzuki, Mitsubishi, KIA, Hyundai, BMW, Audi и Mazda продолжают терять дилеров. За три квартала было расторгнуто почти 800 контрактов, а новых заключено более тысячи.
Еще два года назад рынок переживал волну замены глобальных брендов на китайские. Теперь же идет перераспределение между самими китайскими марками. Дилеры ищут новые возможности, но реального роста бизнеса не происходит. Числа растут, а реальное присутствие на рынке остается прежним или даже сокращается.
В итоге, несмотря на впечатляющие цифры новых соглашений, автодилерский бизнес в России переживает не лучшие времена. За красивыми отчетами скрывается стагнация и даже сокращение реального бизнеса. Как долго продлится эта игра с цифрами, покажет время.

Комментарии (0)