
Европейский автопром оказался в эпицентре кризиса. Заводы закрываются, рабочие теряют работу. Эксперты предрекают масштабные перемены. Что ждет отрасль дальше — неизвестно.
Впервые за полвека финский завод Valmet Automotive полностью остановил производство. Сотрудники предприятия в Уусикаупунки начали получать уведомления о сокращении штата еще в начале декабря. Как сообщает Автостат, за 50 лет работы здесь собирали автомобили разных марок: от SAAB и Opel до моделей Mercedes-Benz, которые выпускались с 2013 года. Сейчас и окрасочные, и сборочные линии замерли, а руководство не видит перспектив для новых контрактов с автоконцернами.
Проблемы Valmet — лишь часть масштабного кризиса, который охватил всю европейскую автомобильную промышленность. По информации Автостат, еще в прошлом году агентство Bloomberg предупреждало о риске массовых закрытий автозаводов в Евросоюзе. Причина — хроническая недозагрузка мощностей и избыток произведенных машин. Среди потенциальных кандидатов на закрытие назывались такие гиганты, как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и французский концерн Stellantis.
В конце ноября 2024 года Volkswagen уже объявил о закрытии сразу трех своих предприятий в Германии. А в начале 2025-го Audi подтвердила остановку завода в Брюсселе, где выпускались электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback. Последние автомобили сошли с конвейера 8 февраля. Stellantis тоже не остался в стороне: в феврале компания прекратила производство на своем старейшем британском заводе в Лутоне, где раньше собирали популярные модели Opel и Vauxhall. Французские профсоюзы заявили, что в ближайшие три года выпуск автомобилей на заводах Stellantis во Франции сократится на 11%, а к 2028 году объем производства упадет до 587 800 машин.
Ситуация осложняется переходом Европы на электромобили и жесткой конкуренцией с китайскими производителями. Дополнительное давление оказывают торговые ограничения, введенные США. В результате, по оценкам экспертов, почти треть европейских автозаводов оказалась под угрозой закрытия. Многие компании вынуждены либо сокращать объемы, либо переносить производство в страны с более низкими издержками.
Руководитель ACEA и глава Mercedes-Benz Ола Каллениус недавно предупредил, что у европейского автопрома осталось всего несколько лет, чтобы адаптироваться к новым условиям. По данным опросов, 70% поставщиков уже ощущают серьезное давление со стороны китайских конкурентов. Если не принять срочных мер, производство автомобилей в Европе может оказаться под угрозой исчезновения.
Прогнозы экспертов неутешительны: к 2030 году только в Германии может быть потеряно до 100 тысяч рабочих мест. Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi — 7,5 тысячи, Bosch — 18,5 тысячи. Крупные игроки, такие как Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford, также объявили о масштабных сокращениях и закрытии предприятий. Вопрос о том, сможет ли европейская автомобильная отрасль выжить в новых реалиях, остается открытым.

Комментарии (0)