Второй квартал 2025 года стал для Tesla особенным: впервые квартальный отчет компании прошел под знаком Robotaxi — беспилотных такси, которые, по замыслу Илона Маска, должны изменить рынок перевозок. Однако, несмотря на громкие заявления, финансовые итоги оказались одними из самых неудачных за всю историю Tesla, а энтузиазм Маска на этот раз был заметно сдержаннее.
Главной темой конференции стали автономные автомобили и сервис Robotaxi. Маск заявил, что к концу 2025 года Tesla сможет запустить Robotaxi для половины населения США. Сейчас сервис работает только в ограниченном районе Остина, штат Техас, и до масштабирования на всю страну еще очень далеко. Маск традиционно добавил, что все зависит от одобрения регуляторов, что стало уже привычной оговоркой на презентациях Tesla.
Проблема в том, что регуляторы не спешат давать зеленый свет. Например, в Калифорнии департамент транспортных средств (DMV) судится с Tesla из-за спорных названий Autopilot и Full Self Driving (FSD), а также требует запретить продажи до устранения претензий. В такой ситуации рассчитывать на быстрое расширение Robotaxi в Калифорнии не приходится, а ведь именно этот штат — один из ключевых для беспилотных технологий.
Еще один вызов — скепсис самих владельцев Tesla. Несмотря на снижение цены пакета FSD в 2024 году и даже бесплатные пробные периоды, более половины владельцев, имеющих доступ к FSD, так и не воспользовались этой функцией. Люди предпочитают управлять автомобилем самостоятельно, даже если компания утверждает, что это менее безопасно.
Tesla регулярно публикует статистику, согласно которой система Autopilot якобы в десять раз безопаснее среднего американского водителя. Однако эти данные невозможно проверить: компания не раскрывает подробную информацию даже для Национального управления безопасностью дорожного движения США (NHTSA). Кроме того, статистика касается только случаев, когда водитель контролирует ситуацию и может вмешаться, а не полностью автономного режима.
Недавний случай в Остине показал, что пока без человека в салоне не обойтись: на видео видно, как сопровождающий в пассажирском кресле вынужден был экстренно затормозить, чтобы избежать столкновения с поездом на переезде. Если бы не вмешательство, статистика безопасности Robotaxi могла бы быть испорчена уже на старте.
Для масштабирования Robotaxi Tesla нужно не только получить разрешения, но и убедить владельцев автомобилей подключить свои машины к сервису и доверить управление программному обеспечению. Это означает, что компания должна взять на себя ответственность за возможные ДТП, что пока вызывает вопросы у страховщиков и регуляторов.
Планы Tesla по расширению Robotaxi пока куда скромнее заявленных Маском: компания рассчитывает увеличить зону работы в Остине и выйти на рынок Сан-Франциско, Невады, Аризоны и Флориды. Но даже здесь не все штаты готовы видеть на своих дорогах беспилотники Tesla.
На фоне всех этих сложностей финансовые показатели Tesla во втором квартале 2025 года оказались одними из худших: продажи автомобилей снизились, а выручка от новых направлений, таких как энергетика и хранение энергии, пока не может компенсировать падение основного бизнеса. Маск делает ставку на долгосрочные проекты — Robotaxi, автономные автомобили и даже робота Optimus, но пока они не приносят значимых доходов.
В итоге, несмотря на амбициозные заявления, реальность такова: Tesla Robotaxi пока остается экспериментом с ограниченной географией и множеством нерешенных вопросов. Масштабное внедрение беспилотных такси в США в ближайший год выглядит маловероятным, а будущее сервиса будет зависеть не только от технологий, но и от доверия общества, регуляторов и самих владельцев Tesla.
Комментарии (0)