В 2025 году гонка за создание автомобилей с автономным управлением четвертого уровня выходит на новый виток. Расскажем, какие компании уже тестируют Level 4, где ездят роботакси, и когда ждать массового внедрения беспилотников на дорогах.
Автомобили с автономным управлением давно перестали быть фантастикой, но до настоящей «машины без руля» еще далеко. В 2025 году автопроизводители и технологические гиганты по всему миру активно тестируют и внедряют системы автономного вождения четвертого уровня (Level 4), которые обещают перевернуть привычный взгляд на транспорт.
Level 4 — это когда автомобиль способен полностью управлять собой в определенных условиях без участия водителя. В отличие от Level 2 и 3, где человек обязан быть готовым взять управление, здесь машина сама справляется с большинством дорожных ситуаций. Но пока такие авто доступны лишь в отдельных городах и в рамках специальных сервисов.
В США и Китае уже ездят роботакси, которые не требуют водителя за рулем. Например, Waymo (дочерняя компания Alphabet/Google) развернула более 1500 беспилотных такси в Атланте, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Финиксе и Остине. Их автомобили оснащены шестым поколением аппаратуры: 13 камер, 6 радаров, 4 лидара и аудиосенсоры обеспечивают круговой обзор и дальность до 500 метров. Waymo One уже перевозит более 250 тысяч пассажиров каждую неделю, а к 2026 году парк вырастет до 3500 электрокаров Jaguar I-Pace.
В Китае лидирует Baidu с платформой Apollo. Более 1000 роботакси курсируют по городам Поднебесной, а также в Дубае и Абу-Даби. Baidu недавно запустила первый в мире сервис аренды автономных авто на базе Apollo Go, где можно взять беспилотник на срок от 4 часов до недели. В ближайшие годы Apollo Go появится и в Европе.
Еще один китайский игрок — WeRide — развивает не только роботакси, но и беспилотные автобусы, фургоны для доставки и даже коммунальные машины-уборщики. Их техника уже работает в Китае, Сингапуре и Саудовской Аравии, а также тестируется в других странах.

Фото: WeRide
В Европе и США Volkswagen через свою компанию MOIA готовит массовый запуск беспилотных минивэнов ID. Buzz AD. В конце 2025 года начнутся испытания в Лос-Анджелесе, а затем электромобили появятся в парке Uber. На первых порах в салоне будет находиться оператор, но в будущем планируется полностью автономная работа.
Mercedes-Benz тоже не отстает: после получения разрешения на тесты Level 4 в Пекине, компания готовит серийные S-Class и EQS с системой DRIVE PILOT нового поколения. В тестах автомобили уже умеют самостоятельно перестраиваться, проходить сложные перекрестки и даже объезжать препятствия на городских улицах.
Tesla, несмотря на громкие заявления, пока не получила разрешения на запуск роботакси в Калифорнии, но уже тестирует сервис на базе Model Y в Остине (Техас). Компания не раскрывает детали о дистанционном управлении и уровне автономности, однако обещает расширить геозону и выйти в 25 городов к 2026 году.
Интересно, что General Motors после череды неудач с дочерней компанией Cruise решила сосредоточиться на доработке системы Super Cruise до Level 3, а в перспективе — и до Level 4. Ожидается, что первые такие автомобили появятся ближе к 2030 году.
Не только легковые авто становятся автономными. Французская Navya Mobility выпускает беспилотные шаттлы и тягачи для аэропортов и промышленных зон. Их минибусы Autonom Shuttle Evo уже перевозят пассажиров в городах Европы и Азии, а тягачи Autonom Tract работают на складах и логистических центрах.
В сегменте премиальных роботакси выделяется проект Lucid Gravity и Nuro Driver. Uber заказал 20 тысяч электрокроссоверов Lucid Gravity с системой Level 4 от Nuro для запуска премиального сервиса в США. Первые машины выйдут на дороги в 2026 году, а в будущем парк может быть увеличен.
Несмотря на впечатляющий прогресс, массовое появление Level 4 на дорогах пока сдерживается законодательством, стоимостью технологий и необходимостью доработки программного обеспечения. Но уже сейчас очевидно: ближайшие годы станут переломными для автономного транспорта, и совсем скоро поездка на беспилотнике станет такой же обыденной, как вызов такси через приложение.
Комментарии (0)