
Автомобилисты в России меняют свои привычки. Машины задерживаются в одних руках дольше. Но не все марки следуют этой тенденции. Некоторые бренды меняют как перчатки. Разбираемся в причинах такого поведения.
Эпоха, когда автомобиль меняли каждые три-четыре года, похоже, окончательно уходит в прошлое. Сегодняшние реалии российского авторынка диктуют новые правила игры: автовладельцы все крепче держатся за свои транспортные средства. Как следует из свежего исследования, к середине 2025 года средний период, который машина проводит у своего первого хозяина, вплотную приблизился к шести годам, составив 69 месяцев.
По информации аналитического агентства НАПИ, эта цифра не взялась из ниоткуда. Наблюдается устойчивая динамика: еще в 2023 году этот показатель был на уровне 63 месяцев. За прошедший год он подрос еще на четыре с половиной месяца. Такой тренд говорит о серьезных изменениях в потребительском поведении, которые вызваны целым комплексом экономических и рыночных факторов. Люди стали более прагматично подходить к вопросу смены личного транспорта, взвешивая все за и против.
Если посмотреть на статистику в разрезе брендов, вырисовывается интересная картина. Дольше всего в одних руках задерживаются автомобили европейских и азиатских марок с долгой историей на нашем рынке. Рекордсменами оказались «французы» - их эксплуатируют в среднем 89 месяцев. Немногим уступают «японцы» (85 месяцев) и «немцы» (83 месяца). Особенно показателен скачок у южнокорейских брендов: владельцы Kia и Hyundai продлили средний срок пользования своими машинами на 19 и 20 месяцев соответственно. Это говорит о возросшем доверии к качеству и надежности этих автомобилей.
Отечественные производители тоже демонстрируют рост, хотя и не такой равномерный. Так, УАЗ заметно укрепил позиции: его автомобили стали задерживаться у владельцев на 10 месяцев дольше - 77 месяцев. А вот у Lada прирост куда скромнее, всего один месяц, до среднего показателя в 58 месяцев. Вероятно, продукция АвтоВАЗа для многих по-прежнему остается «входным билетом» в мир автомобилизма, который со временем меняют на что-то более престижное или комфортное.
В премиальном сегменте ситуация схожая. Владельцы дорогих машин не торопятся расставаться со своими статусными «конями». Особенно выделяется Audi, где средний период эксплуатации вырос на целых 22 месяца и достиг впечатляющих 92 месяцев - это почти восемь лет. Покупатели BMW и Mercedes-Benz также стали дольше ездить на своих авто, прибавив 10 и 13 месяцев к сроку владения.
На этом фоне настоящим парадоксом выглядит ситуация с китайскими брендами. В то время как весь рынок движется в сторону увеличения сроков эксплуатации, у «китайцев» наблюдается обратный процесс. Средний период владения автомобилем из Поднебесной сократился с 49 месяцев в 2023 году до всего 32 месяцев в 2025-м. Аналитики связывают это с агрессивной маркетинговой политикой и стремительным обновлением модельных рядов. Производители просто-напросто не дают владельцам заскучать, постоянно предлагая более современные и технологичные новинки, что стимулирует менять машину чаще, оставаясь при этом в рамках одного бренда.
Вся эта статистика косвенно подтверждает и другой рыночный тренд, о котором ранее писала «Российская Газета», - увеличение импорта подержанных автомобилей. В условиях, когда новые машины становятся все менее доступными, россияне ищут альтернативы: либо максимально продлевать жизнь уже имеющемуся транспорту, либо обращать внимание на вторичный рынок, в том числе и зарубежный.

Комментарии (0)