
Владельцы машин в России не спешат. Они все реже продают свои авто. Это меняет весь автомобильный рынок. Страховые компании тоже видят проблему. Что ждет отрасль в ближайшем будущем? Разбираемся в новых тенденциях авторынка.
Российские автовладельцы все неохотнее расстаются со своими машинами. Период владения одним автомобилем заметно вырос, что создает серьезные вызовы для всей отрасли. Такие выводы были озвучены экспертами в ходе отраслевой конференции «Автострахование - 2025». По информации издания «Российская Газета», аналитики фиксируют тревожную тенденцию, которая напрямую влияет на объемы продаж и рынок сопутствующих услуг.
Ключевой показатель, который вызывает беспокойство, - это активность на вторичном рынке. Согласно представленным Сергеем Удаловым из «Автостата» данным за три квартала 2025 года, только 9% автомобилей в самой ликвидной возрастной категории от трех до семи лет сменили своих хозяев. Для понимания масштаба изменений, еще в 2019 году этот показатель достигал 15%. Фактически, оборачиваемость автопарка снизилась более чем в полтора раза. Это означает, что машины дольше остаются в одних руках, а рынок подержанных автомобилей теряет динамику. Для бизнеса это плохой сигнал: сокращается число сделок, падает спрос на предпродажную подготовку, диагностику и, конечно, на страховые продукты, которые традиционно сопровождают покупку автомобиля.
На фоне замедления вторичного рынка аналитики выделяют и другие важные изменения. Например, значительно выросла доля новых машин, купленных с привлечением заемных средств. Люди продолжают покупать автомобили, но делают это чаще в кредит, что может быть одной из причин более длительного владения - необходимо сперва погасить долг. Одновременно с этим практически иссякли складские запасы, которые дилеры активно формировали в 2024 году, пытаясь насытить рынок после ухода многих брендов. Рынок перешел от ажиотажного спроса к более стабильному состоянию.
Интересные метаморфозы происходят и с долей китайских брендов. Если в прошлом году их экспансия казалась безграничной, и они занимали до 60% рынка, то сейчас их доля начала постепенно сокращаться. Это связано с активным ростом продаж автомобилей локализованных марок, которые, по сути, собираются из тех же китайских комплектующих, но под российскими брендами. Потребитель получает знакомый продукт, но в другой обертке.
Еще одним долгоиграющим фактором, влияющим на рынок, стал так называемый «переввоз» - избыточный импорт автомобилей в предыдущие годы. Как отмечают специалисты, сейчас лизинговые компании сталкиваются с массовым возвратом таких машин. Этот поток подержанных автомобилей будет еще долго оказывать давление на цены и создавать конкуренцию официальным дилерам. В целом, ежемесячный спрос на новые легковые авто стабилизировался в коридоре от 120 до 160 тысяч штук, но сама структура рынка продолжает меняться. Автомобильная отрасль России адаптировалась к новым реалиям, однако период стабильности, похоже, будет непростым.

Комментарии (0)