
Импорт шин из Китая растет рекордными темпами. Российские заводы теряют долю рынка. Защитные меры пока не работают. Что будет дальше и пойдут ли власти по пути ограничений по аналогии с автопромом — вопрос открытый.
В 2025 году российская шинная отрасль оказалась в непростой ситуации: на внутренний рынок хлынул поток дешевых китайских шин, а государственная поддержка производителей остается на уровне разговоров. Как сообщает МосАвтоШина, руководитель Ikon Tyres Андрей Пантюхов считает, что отечественные компании оказались в неравных условиях и вынуждены конкурировать с азиатскими брендами, которые занимают все большую долю рынка.
За последние пять лет доля китайских шин на российском рынке выросла втрое. Если в 2019 году их было всего 11%, то к 2024 году этот показатель достиг 35%. В прошлом году в Россию ввезли 19 миллионов шин из КНР, что составляет почти половину от общего объема легковых шин, реализованных в стране. При этом, по оценкам Ikon Tyres, на рынке присутствует около двухсот китайских брендов, и каждый из них старается предложить минимальную цену, чтобы закрепиться в бюджетном сегменте.
Проблема усугубляется тем, что российские производители, работающие в среднем и низком ценовом сегменте, теряют покупателей. Компании, такие как Cordiant и Kama Tyres, вынуждены снижать цены, чтобы хоть как-то конкурировать с импортом. Однако демпинг со стороны китайских поставщиков делает эту борьбу практически бесполезной. В результате отечественные заводы теряют прибыль и вынуждены сокращать производство.
Пантюхов отмечает, что Ikon Tyres меньше страдает от этой экспансии, поскольку ориентируется на более дорогой сегмент. Но для большинства российских производителей ситуация становится критической. Они не могут рассчитывать на ощутимую поддержку со стороны государства, хотя неоднократно поднимали этот вопрос на различных уровнях.
Существующие механизмы защиты от демпинга, прописанные в российском и евразийском законодательстве, пока не работают в полную силу. Производители пытаются донести свою позицию до правительства и Евразийской экономической комиссии, но конкретных решений пока не принято. В то же время, по словам Пантюхова, в Китае действует строгая система сертификации шин, и без специального знака CCC продукция просто не попадет на внутренний рынок. В России же подобных ограничений нет: шины, прошедшие европейские тесты, могут свободно продаваться без дополнительных проверок.
Такое положение дел вызывает недоумение у представителей отрасли. Российские компании вынуждены соблюдать все требования, а иностранные бренды получают практически неограниченный доступ к рынку. В результате отечественные производители оказываются в заведомо проигрышной позиции.
Пока власти ограничиваются обсуждением проблемы, китайские поставщики продолжают наращивать объемы. По информации МосАвтоШина, российские заводы находятся в постоянном диалоге с Минпромторгом, но ощутимых изменений не происходит. Вопрос о введении защитных мер остается открытым, а рынок продолжает меняться не в пользу локальных игроков.

Комментарии (0)