
Вторичный рынок переживает серьезные изменения. Структура продаж сильно смещается. Покупатели делают неожиданный выбор. Новые машины становятся недоступны. Что происходит с автопарком страны? Эксперты бьют тревогу из-за цифр.
Картина на российском рынке автомобилей с пробегом меняется буквально на глазах. Происходит фундаментальный сдвиг в предпочтениях покупателей, которые все чаще вынуждены обращать внимание на откровенно возрастные экземпляры. Это не временное явление, а устойчивая и довольно тревожная тенденция, которая будет определять состояние автопарка страны в ближайшие годы.
Неумолимая статистика лишь подтверждает эти наблюдения. Как сообщает «Российская Газета» со ссылкой на выводы автоэксперта Олега Мосеева, по итогам трех кварталов 2025 года доля транспортных средств старше 12 лет в общем объеме сделок на вторичке достигла колоссальной отметки в 61,8%. Чтобы понять масштаб изменений, достаточно вспомнить, что всего три года назад, в 2022-м, этот показатель был на десять процентных пунктов ниже и составлял 51,4%. Динамика говорит сама за себя.
Корень проблемы лежит на поверхности - это дефицит «свежих» машин, перетекающих с первичного рынка на вторичный. Объемы реализации новых автомобилей в последние годы не позволяют обеспечить естественное и здоровое обновление парка. Владельцы не спешат расставаться со своими машинами, а когда они все же попадают в продажу, их возраст уже весьма солиден. Это создает эффект домино, который затрагивает все ценовые и возрастные сегменты.
Цифры по отдельным категориям выглядят еще более показательно. Сегмент почти новых машин, возрастом от года до трех лет, заметно просел - его доля сократилась с 10,5% до скромных 7,3%. На этом фоне наблюдается небольшой рост в категории «4-7 лет» (с 15,4% до 17,3%), однако специалисты уверены, что это временное затишье. Уже в обозримом будущем этот сегмент также начнет сокращаться, поскольку приток более свежих автомобилей в него практически прекратился.
Наиболее драматичные метаморфозы произошли в старших возрастных группах. Так, количество сделок с автомобилями 10-11 лет с 2022 года рухнуло на внушительные 43%. Высвободившийся спрос не исчез, а переместился в следующую категорию. В результате сегмент «12 лет и старше» показал уверенный рост на 20%. По сути, покупатель, который раньше мог рассчитывать на десятилетнюю иномарку, теперь вынужден искать варианты еще старше, со всеми вытекающими последствиями в виде затрат на ремонт и обслуживание.
Все это свидетельствует о процессе каскадного старения автопарка. Ограниченное предложение свежих моделей и высокие цены на них заставляют россиян эксплуатировать имеющиеся автомобили дольше и активнее присматриваться к машинам, чей возраст перевалил за десяток лет. Если ситуация на рынке новых авто кардинально не изменится, эта тенденция будет только усугубляться.

Комментарии (0)