Автомобили,аварии,дтп

Секрет УльЗИС-253: как один проект породил целую эпоху МАЗа


Трёхцилиндровый двухтактный дизель, кабина с тремя местами и санкции, погубившие проект за океаном: история грузовика, который мог изменить послевоенный СССР. Почему его так и не запустили в серию, и что сталось с его создателями?

В архивах советского автопрома лежат десятки недоработанных, но амбициозных проектов, которые могли бы изменить облик отечественной автомобильной промышленности. Один из самых удивительных - грузовик УльЗИС-253, разработка которого объединила усилия трёх заводов, ведущих конструкторов страны и даже иностранные технологии. Этот среднетоннажник должен был стать флагманом послевоенного автопарка, но так и остался в статусе опытного образца. Дитя инженерной смелости, его сгубила нехватка ресурсов и нюансы международной политики.

Идея создания универсального грузовика грузоподъёмностью 3,5 тонны появилась в 1943 году. По приказу Наркомата среднего машиностроения проектированием заняли специалисты НАТИ под руководством Александра Душкевича, а среди ключевых участников числился Юрий Долматовский - человек, чьё имя сегодня в первую очередь ассоциируется с советской автомобильной журналистикой, но который был талантливым инженером. В Ульяновске за сборку отвечала команда УльЗИСа (завода-предшественника УАЗа) под руководством Бориса Шапошника.

Главной изюминкой проекта стал двигатель: трёхцилиндровый двухтактный дизель объёмом 3,5 литра и мощностью около 110 л.с. Такого агрегата в СССР тогда не существовало. Планировалось скопировать американский Detroit Diesel 3-71, которым оснащали грузовики GMC. Производство двигателей хотели развернуть в Ярославле. Кабину спроектировали, вдохновившись Studebaker: её разрезали пополам и вставили 200-миллиметровую центральную секцию, чтобы разместить третье сиденье. Компоновка тоже оказалась прогрессивной: кабина смещена вперёд, колёсная база составляла 3,8 метра, платформа - 3,7 метра, что давало отличную погрузочную длину при компактных габаритах.

Фото: НАТИ

Первый образец построили в 1944 году, рассказывает Журнал Авто.ру. Его брутальный, почти выставочный дизайн с клиновидным носом, вживлённой оптикой и хромированными решётками произвёл впечатление даже на чиновников. Машина показалась достойной будущей выставки в Сокольниках. Однако для серийного производства УльЗИС выбрал более прагматичную версию: проще, дешевле, но всё ещё технологичную. Однако, серийного производства так и не последовало. Завод переключили на выпуск ГАЗ-ММ, а страна предпочла проверенную «полуторку», пусть и устаревшую.

История не закончилась. Проект передали на Новосибирский автомобильный завод (НАЗ), созданный специально для этих целей. Туда перевели и Шапошника с командой. В 1947 году собрали несколько грузовиков уже под маркой НАЗ-253. Но дальше - провал. США ввели санкции и запретили экспорт стратегических технологий, включая оборудование для производства двигателей. Без американского дизеля серийный выпуск терял смысл. В 1948 году НАЗ ликвидировали, а всё оборудование и инженеров отправили в Минск.

Там Борис Шапошник возглавил КБ по созданию тяжёлых карьерных самосвалов. Уже к 1950 году в Минске запустили МАЗ-525 и МАЗ-530, которые определили лицо советского тяжёлого автопрома на десятилетия вперёд. В них уже не было ничего американского, только собственные решения, мощь и надёжность.

Так УльЗИС-253 остался в истории как «грузовик, который мог», но не успел. Он сочетал в себе передовую компоновку, нестандартный дизель и смелый дизайн. Он удивлял даже тогда, когда стоял на месте. И, возможно, именно поэтому его история до сих пор будоражит воображение историков и энтузиастов.


Источник: Секрет УльЗИС-253: как один проект породил целую эпоху МАЗа
Опубликовал:
Теги: Главные автомобильные новости

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Самый странный самолет в истории: как великий инженер создал провальный проект
Самый странный самолет в истории: как великий инженер создал провальный проект
1
Авто Скрежет 10:20 25 окт 2025
Школьный проект: «Изготовление деревянной кормушки для птиц»
Школьный проект: «Изготовление деревянной кормушки для птиц»
0
Все о работе руками 11:00 21 ноя 2025
Секрет японского долголетия
Секрет японского долголетия
1
Мужской журнал 03:40 12 авг 2025
Как один русский в Африке целую Италию победил.
Как один русский в Африке целую Италию победил.
11
Мужской журнал 08:01 05 окт 2020
Не мойте окна, пока не узнаете один секрет как защитить их от грязи, конденсата и пыли. Оконщики не скажут
Не мойте окна, пока не узнаете один секрет как защитить их от грязи, конденсата и пыли. Оконщики не скажут
2
Все о работе руками 06:00 13 июл 2024
Из всех чайных напитков в Мексике любят всего один: каркаде. Мексиканец рассказал, в чём секрет этого чая
Из всех чайных напитков в Мексике любят всего один: каркаде. Мексиканец рассказал, в чём секрет этого чая
3
Мужской журнал 06:01 30 июн 2021
Мы живем в позорную эпоху реставрации капитализма.
Мы живем в позорную эпоху реставрации капитализма.
123
Ваши новости 08:01 08 мар 2021
Секрет механического замка, который не могли открыть 70 лет
Секрет механического замка, который не могли открыть 70 лет
0
Мужской журнал 21:40 28 авг 2025
Как умирающая от рака едва не убила целую больницу
Как умирающая от рака едва не убила целую больницу
1
Мужской журнал 21:40 17 сен 2025
Lamborghini Revuelto в стиле истребителя: цифровой рендер с агрессивным обвесом и красными дисками
Lamborghini Revuelto в стиле истребителя: цифровой рендер с агрессивным обвесом и красными дисками
0
Авто Скрежет 07:40 Вчера
Honda NX650 Scrambler: кастом от RHCC сохранил характер Dominator и стал ярче
Honda NX650 Scrambler: кастом от RHCC сохранил характер Dominator и стал ярче
0
Авто Скрежет 08:20 Вчера
Еще один «нерожденный» проект АЗЛК: невероятный концепт-кар Москвич Истра
Еще один «нерожденный» проект АЗЛК: невероятный концепт-кар Москвич Истра
0
Авто-Тема 17:55 02 окт 2021

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства