В Государственной Думе выразили серьезную обеспокоенность планами по кардинальному изменению правил расчета утилизационного сбора. Депутат Ярослав Нилов направил официальное обращение на имя главы Минпромторга Антона Алиханова, в котором содержится призыв еще раз взвесить все возможные риски и последствия готовящихся нововведений. По мнению парламентария, предложенная методика может нанести серьезный удар не только по кошелькам автовладельцев, но и по целым отраслям экономики.
Суть инициативы, вызвавшей споры, заключается в новом подходе к формированию конечной суммы сбора. Проект постановления ведомства предполагает, что базовая ставка будет зависеть от типа и объема силового агрегата, а вот итоговый коэффициент станет расти по прогрессивной шкале вместе с мощностью двигателя. Для частных лиц, ввозящих автомобили для личного пользования, сохранят льготные условия, но с одним важным ограничением - мощность машины не должна превышать 160 лошадиных сил. В этом случае сбор составит всего 3,4 тысячи рублей для новых авто и 5,2 тысячи для машин старше трех лет. Если документ примут в текущем виде, новые правила начнут действовать уже с 1 ноября 2025 года.
Как отмечается в обращении, которое оказалось в распоряжении журналистов, для автомобилей мощнее установленной планки сбор может вырасти в десятки, а то и в сотни раз. По информации ТАСС, для некоторых моделей иномарок сумма платежа рискует превысить их рыночную стоимость. Фактически, это превращает сбор из экологического платежа в запретительный барьер, который поставит крест на импорте значительной части популярных автомобилей. Покупатели окажутся перед непростым выбором: либо ограничивать себя маломощными версиями, либо готовиться к колоссальным дополнительным тратам.
Особое внимание депутат уделил тому, что автомобили с двигателями мощнее 160 л.с. - это далеко не всегда предмет роскоши. Такие машины часто являются рабочим инструментом для индивидуальных предпринимателей и малого бизнеса. Для них увеличение расходов на покупку транспорта неизбежно обернется необходимостью поднимать цены на свои товары и услуги. В конечном счете, за это заплатит рядовой потребитель, что может подстегнуть инфляцию в самых разных сферах, от грузоперевозок до строительства.
Последствия, по мнению автора письма, могут носить системный характер. Радикальное удорожание импорта приведет не только к сужению выбора на рынке и общему старению российского автопарка. Это также создаст благодатную почву для расцвета «серого» рынка бывших в употреблении запчастей сомнительного качества, что напрямую влияет на безопасность дорожного движения. Кроме того, прогнозируется рост аварийности и неизбежное подорожание услуг такси, где также часто используются достаточно мощные и вместительные автомобили. В связи с этим Минпромторгу предлагают провести дополнительный анализ и найти более сбалансированное решение.
Комментарии (0)