
Введение новых правил откладывается. Рынок получил короткую передышку. Но это затишье перед бурей. Эксперты объяснили грядущие изменения. Цены на машины скоро удивят. Готовьтесь к новым реалиям.
Правительство решило дать автомобильному рынку небольшую отсрочку. Вступление в силу обновленных правил расчета утилизационного сбора, которое должно было состояться 1 ноября, переносится. Как сообщает Российская Газета, первый вице-премьер Денис Мантуров дал поручение Минпромторгу подготовить документы для сдвига этой даты на 1 декабря 2025 года. Представители дилерских центров и аналитики поделились своим видением того, как эта пауза отразится на отрасли.
Участники рынка сходятся во мнении, что этот временный лаг был крайне необходим. По словам Николая Иванова из компании «Рольф», многим импортерам требовался переходный период, особенно тем, кто уже внес предоплату за партии машин. Накопившиеся логистические проблемы и перегруженность таможенных терминалов только подтверждают правильность такого решения. Важно понимать: речь не идет об отмене реформы, а лишь о небольшой корректировке сроков. Это позволит всем игрокам плавно адаптироваться к новым финансовым условиям. Ожидается, что влияние на рыночную динамику будет сдержанным, возможно, с некоторым проседанием октябрьских показателей, но с более ровной картиной в целом до конца года.
Некоторые эксперты смотрят еще дальше. Так, Илья Петров из ГК «Авилон» полагает, что перенос на 1 декабря - это не предел, и вполне вероятно, что новые ставки заработают уже с 1 января 2026 года. Такой сценарий неминуемо подстегнет импортеров. В последние месяцы уходящего года можно ожидать всплеска ввоза новых легковых автомобилей - как по официальным дилерским каналам, так и по схемам параллельного импорта. Все постараются успеть завезти машины по старым правилам, чтобы избежать их резкого удорожания.
Грядущее повышение цен коснется не всех одинаково. Артем Алешкин из ГК «Интерлизинг» уточнил, что сильнее всего пересмотр утильсбора ударит по автомобилям с двигателями мощностью свыше 160 л.с. В зависимости от конкретной модели и мощности, их стоимость может подскочить на сотни тысяч, а то и на миллионы рублей. Особенно заметным будет рост цен на электромобили - от полутора до трех миллионов рублей. Это неизбежно сместит покупательский интерес в сторону менее мощных и более доступных моделей. Впрочем, для рынка в целом это не станет катастрофой, поскольку доля по-настоящему мощных машин не превышает 3-4% от общего объема продаж.
В долгосрочной перспективе реформа призвана упорядочить рынок. Александр Корнев из Газпромбанк Автолизинга высказал мнение, что введение порога для льготных ставок сделает поставки автомобилей прерогативой крупных официальных игроков. Это должно сделать рынок более цивилизованным. Кратковременный ажиотаж перед введением новых пошлин сменится спадом, который затронет в первую очередь сегмент бюджетных машин. А вот спрос на дорогие модели вряд ли сильно изменится. Рост цен затронет все секторы, включая вторичный рынок. Большинству же рядовых покупателей, вероятно, придется отложить покупку, копить деньги и ждать, пока Центробанк не снизит ключевую ставку до более приемлемых 13-14%.
Комментарии (0)