
В России возникла новая проблема. Водители получают огромные штрафы. Их обвиняют в нарушениях грузовиков. Оспорить наказание очень сложно. Рассказываем о новой схеме обмана.
Представьте ситуацию: вы владелец обычной легковой машины и внезапно получаете «письмо счастья» на 600 тысяч рублей. Причина - превышение габаритов. Но ведь такой штраф предусмотрен только для грузового транспорта. Именно в такую абсурдную ситуацию попал один из российских автомобилистов, которому пришлось доказывать свою невиновность в суде, поскольку Ространснадзор не стал вникать в суть дела. Как выяснилось, виной всему изобретательность водителей большегрузов, которые научились обманывать систему.
Все началось с того, что перевозка грузов сверх нормативов - дело крайне прибыльное. Если раньше инспекторы Ространснадзора ловили нарушителей с переносными весами, и такие проверки были редкостью, то с 2017 года на дорогах стали массово появляться автоматические комплексы весогабаритного контроля. Сегодня их по стране уже более четырехсот. Камеры фиксируют все, и пара лишних тонн в кузове перестала быть незначительным риском.
В ответ на это дальнобойщики начали искать способы обойти систему. Самый простой - скрыть номер перед рамкой контроля. Некоторые умельцы даже придумали механизм, позволяющий закрыть госзнак брызговиком, не выходя из кабины. Но законодатели быстро отреагировали, введя за проезд под камерой со скрытым номером тот самый драконовский штраф в 600 тысяч рублей. Тогда водители грузовиков пошли дальше и стали использовать подложные номера, взятые с реальных легковых автомобилей.
По информации «Российской Газеты», эксперты по-разному оценивают масштаб проблемы. Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин считает, что отследить машину со скрытым номером через систему «Поток» не составляет труда. А вот с подложным знаком все сложнее, так как базы данных разных ведомств плохо синхронизированы. В свою очередь, вице-президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль полагает, что использование чужих номеров - это единичные случаи. По его мнению, ни один перевозчик не станет так рисковать, ведь водителя за это лишат прав, а найти нового в условиях кадрового дефицита практически невозможно.
Проблема кроется в самом подходе к автоматическому контролю. В Европе система работает иначе: подозрительную фуру не штрафуют заочно, а направляют на специальную площадку для ручных замеров. Главная цель там - предотвратить аварию и разрушение дороги, а не просто выписать штраф. У нас же система порой доходит до абсурда: порыв ветра раздул тент - штраф за габариты, резко затормозил перед выбежавшей кошкой - штраф за перегруз на ось.
Однако главная беда для несправедливо оштрафованных - это процедура обжалования. Как отмечает глава экспертного центра «Пробок.нет» Александр Шумский, который сам столкнулся с подобной проблемой, оспорить постановление Ространснадзора практически нереально. В отличие от ГИБДД, где жалобу можно подать онлайн через Госуслуги, здесь единственный путь - это суд. Причем, как показывает практика, представители ведомства могут просто не являться на заседания, затягивая процесс на многие месяцы. Таким образом, из-за лазейки в системе и нежелания чиновников разбираться, любой владелец легковушки рискует стать должником на огромную сумму.

Комментарии (0)