
Знаменитый фургон УАЗ имел много версий. Их делали по всему Советскому Союзу. Некоторые машины были очень необычными. Существовали даже трехосные вездеходы. Узнайте о самых редких модификациях «буханки».
На дорогах Советского Союза можно было встретить немало машин, которые с первого взгляда казались обычными ульяновскими фургонами. Но присмотревшись, наблюдатели замечали странные детали. Эти автомобили, хоть и носили эмблему УАЗ, часто сходили с конвейеров совсем других, небольших предприятий, разбросанных по всей стране. Журналисты За рулем вспомнили самые интересные проекты.
Ульяновский автозавод поставлял шасси с кабиной, а уже на местах авторемонтные и машиностроительные заводы создавали на их базе то, чего остро не хватало. В стране был дефицит микроавтобусов, грузопассажирских версий и различной спецтехники. Мелкие производители закрывали эти потребности, порой создавая весьма оригинальные транспортные средства.
Существовал даже типовой проект ТС-17144, разработанный институтом «Агропромпрогресс». Он предлагал два пути: либо простой пассажирский модуль-вахтовку на шасси УАЗ-3303, либо более привычный микроавтобус с единым салоном. Но многие заводы шли своим путем, разрабатывая собственные конструкции, которые иногда опережали решения самого УАЗа.
Например, краснодарский завод «Автокубань» начал выпускать грузовики с двойной кабиной раньше, чем в Ульяновске появился знаменитый «Фермер». Более того, они делали и пикапы с цельным кузовом, чего УАЗ серийно так и не освоил. Самым же диковинным их творением стал прогулочный автопоезд для местного парка, построенный по аналогии с рижскими РАФами.
фото:архив журнала "За рулем"Отдельная страница в истории - трехосные «буханки». В Ульяновске в качестве эксперимента создали 18-местный автобус 6x6 и аналогичный грузовик УАЗ-452ДГ. Но дальше прототипов дело не пошло, хотя грузовики иногда собирали для заводских нужд. А вот в Грузии, в городе Болниси, энтузиаст Гурам Квернадзе наладил мелкосерийный выпуск полноприводных вездеходов 6x6. Первая санитарная машина «Медея» с удлиненным кузовом и высокой крышей отлично показала себя в горах. Позже появились и другие модели, вроде «Тбилиси» и «Иверии» с мотором V8. Эти машины даже проходили испытания в НАМИ, где специалисты отметили их превосходство в проходимости и грузоподъемности над стандартным УАЗом, но указали на необходимость доработок.
Внешность «буханки», родом из 50-х, тоже пытались осовременить. Самарский авторемонтный завод выпустил несколько санитарных машин САРЗ-2925 с передком, разработанным в НТЦ ВАЗ. У них были прямоугольные фары и увеличенный кузов. Буденновский завод построил прототип с очень своеобразным и даже пугающим дизайном передней части. Завод «Ижмаш» в 1987 году создал на базе УАЗа бронированный инкассаторский автомобиль Иж-049, но он не нашел заказчиков. А «ПсковАвто» в 90-е представил сразу два варианта микроавтобусов с измененной внешностью, один из которых получил полностью оригинальный кузов, чем-то напоминающий РАФ-2203.
фото:архив журнала "За рулем"И вот, спустя десятилетия, в XXI веке, классическая «буханка» все еще сходит с конвейера в Ульяновске. Технически она, конечно, стала другой, но ее облик остался практически неизменным. Это оставляет огромное поле для деятельности современных тюнинг-ателье, которые продолжают дело советских инженеров-самоучек, но уже в совершенно иных условиях.

Комментарии (0)