В последний летний месяц 2025 года на российском автомобильном рынке произошли серьезные перемены. Баланс между ввозом новых и подержанных машин кардинально сместился. По информации аналитического агентства «Автостат», импорт новых автомобилей из-за рубежа рухнул на 67%, едва достигнув отметки в 29,3 тысячи штук. С поставками машин с пробегом ситуация, наоборот, зафиксирован уверенный рост на 24%, составив 45,6 тысячи единиц.
География поставок тоже весьма показательна. Новые автомобили поставляются к нам только из Китая, тогда как на вторичном рынке авто ввозят из Японии и Южной Кореи.
Китайские производители занимают львиную долю в сегменте новых авто — почти 72%. За ними с большим отрывом следуют Кыргызстан (11,3%) и Казахстан (4,6%). Как пояснил Николай Иванов, представляющий компанию «Рольф», растущая доля Кыргызстана, объясняется просто: через эту страну в Россию поставляются автомобили европейских брендов, собранные на заводах в КНР. Схема отработана: машины ввозятся из физических лиц, которые полностью оплачивают коммерческий утилизационный сбор, а затем перепродают их дилерам или конечным покупателям.
В качестве альтернативы продукции китайского автопрома россияне все чаще рассматривают как новые, так и «свежие» подержанные автомобили привычных марок. Основатель компании «Терминал А» Юрий Тен приводит ориентировочные цены на такие машины. Например, новый Kia Sportage можно найти примерно за 3,7 миллиона рублей, а более крупный Volkswagen Talagon обойдется в 4,9 миллиона. За BMW X5 просят уже 9,5 млн рублей, а более бюджетный Kia Seltos стоит в районе 2,5 млн. рублей.
Глава «Автостата» Сергей Целиков подтвердил, что альтернативный импорт снова в силе. По его мнению, ключевую роль играют два фактора: укрепившийся курс национальной валюты и наконец понимание того, что глобальные бренды не поворачиваются. Это подталкивает людей заказывать знакомые модели из-за границы. Речь идет как о новых, так и о трехчетырехлетних машинах, которые едут напрямую из Китая и Кореи, а также через транзитные страны. В первую очередь это Toyota, BMW, Kia, Hyundai, Volkswagen и Mercedes-Benz.
Представитель «Рольфа» Вадим Черноусов высоко оценивает автомобили из Южной Кореи. Он отметил, что их главные козыри — это богатые комплектации, небольшие пробеги и очень привлекательная цена. Оттуда активно въезжает и премиум-сегмент, включая Porsche и «большую немецкую тройку». Например, многие BMW прибывают в Россию с популярными у нас М-пакетами.
Если говорить о рынке подержанных машин в целом, то здесь пока лидирует Япония с долей 43,3%. За ней идут Южная Корея (22,8%) и Китай (17,2%). Однако японская ступень постепенной экономики становится более консервативной. Сергей Целиков условно делит весь вторичный импорт на две равные части. Первые — это автомобили с левым рулем (48%), которые поступают в основном из Южной Кореи, Китая и Грузии. Как правило, это машины 2020-2022 годов выпуска. Вторая половина (52%) – праворульные авто, почти все из Японии. Они оседают в Сибири и на Дальнем Востоке, где популярны Тойота и Хонда.
Прогнозы экспертов довольно однозначны. Коммерческий директор маркетплейса Fresh Евгений Житнухин прогнозирует, что цены на качественные японские и корейские автомобили останутся стабильными из-за нынешней ситуации. С этим согласен и Юрий Тений, который предсказывает дальнейший рост популярности альтернативного импорта, особенно на машинах из Китая. Единственное, что может резко изменить расклад, по его словам, это возможное повышение таможенных пошлин для физических лиц. Как пишет «Российская газета», подобные дискуссии ведутся уже давно и выглядят вполне логичным шагом в современных реалиях.

Комментарии (0)