
С наступлением сентября в России начинается очередной сезон миграции диких животных. Осенние сумерки, туманы и листопад делают загородные трассы особенно опасными: лоси, кабаны и даже волки всё чаще выходят на проезжую часть.
С наступлением сентября в России начинается очередной сезон миграции диких животных. Осенние сумерки, туманы и листопад делают загородные трассы особенно опасными: лоси, кабаны и даже волки всё чаще выходят на проезжую часть.По данным ГИБДД, за последние пять лет количество ДТП с участием диких животных выросло на 40% — с 4 200 случаев в 2020 году до 6 500 инцидентов в 2024-м. Эксперты отмечают, что реальные цифры могут быть выше на 20–30%, так как многие водители не оформляют такие аварии через ГИБДД. С началом сезона 2025 года риски сохраняются: прогнозируется, что доля таких ДТП достигнет 12,5% от общего числа аварий в природоохранных зонах.
Когда и где особенно опасно?
Пик активности животных приходится на утренние часы (5:00–8:00) и вечерние (18:00–21:00), когда звери перемещаются в поисках пищи. Особенно тревожная статистика наблюдается в регионах:
- Костромская область — лидер по авариям: 18% осенних ДТП связаны с лосями и косулями (23 случая на 100 км трассы в 2024 г.).
- Республика Карелия — 15% аварий в октябре—ноябре спровоцированы лосями. На трассе «Кола» (Р21) зафиксировано 120 столкновений в 2024 году.
- Челябинская область — рост ДТП с кабанами на 27% за три года (трасса Р254 «Иртыш»).
- Иркутская область — рекордный рост аварий на 52% с 2020 по 2024 г. из-за вырубок лесов.
Обращайте внимание на предупреждающие знаки 1.27 «Дикие животные» — их установка в этом году увеличена на 15% в районах Сибири и Урала, но только 60% проблемных участков пока оборудованы такими табличками.
Кто чаще всего «виноват» в авариях?
- Лоси (45% случаев): 70% столкновений происходят в сентябре—октябре. Удар лося на скорости 80 км/ч равен столкновению с 5-тонным грузовиком.
- Косули (30%): из-за небольшого роста их сложно заметить в темноте.
- Кабаны (15%): активны в ноябре, нередко провоцируют массовые ДТП.
- Волки и медведи (10%): редки, но последствия катастрофичны. В 2023 г. на трассе «Лена» (Якутия) лобовое столкновение с медведем унесло жизни двух человек.
Советы водителям: как избежать аварии
— Снизьте скорость в зонах с высокой вероятностью появления животных. Водители, сбавившие скорость до 70 км/ч в «опасных» зонах, сократили риски на 35%.
— Включите дальний свет в темное время суток, но избегайте слепящих вспышек — они могут спровоцировать животное на резкий рывок.
— Eсли увидите зверя на обочине, плавно сбросьте скорость. Резкое торможение может провоцировать ДТП с едущими сзади.
— Используйте звуковой сигнал за 100–150 метров до возможного выхода зверя — 60% животных реагируют на громкие звуки.
Что делать, если столкновение произошло?
1. Остановитесь в безопасном месте, включите аварийную сигнализацию, выставьте знак аварийной остановки, сообщите о ДТП.
2. Дождитесь ГИБДД. В противном случае, можно лишиться прав за оставление места ДТП.
3. Не подходите к раненому животному: раненый медведь или кабан могут напасть.
4. Сфотографируйте место ДТП, повреждения автомобиля и следы на дороге.
5. Если животное погибло, сообщите в местную администрацию.
Покрывает ли ущерб страховка?
— ОСАГО не возмещает ущерб от столкновения с дикими животными, нанесенный автомобилю или здоровью водителя и пассажиров, но покрывает штраф от природоохранного ведомства, ведь все дикие животные рассматриваются как собственность государства.
— КАСКО покрывает повреждения только при наличии в договоре пункта «Удар о препятствие». Средняя стоимость ремонта после столкновения с лосем достигает 400 тыс. рублей.
Штрафы и юридические нюансы
Сумма за сбитого лося составит 80 000 рублей, за медведя — 60 000 рублей, за кабана — 30 000 рублей, а за мелких животных, таких как белка или крот, — от 100 до 600 рублей. Если погибло животное из Красной книги, то финансовая ответственность возрастает многократно. Специальные коэффициенты увеличивают базовую ставку компенсации в пять раз за самца и в семь раз за самку.
Что меняется в 2025 году?
Дорожники строят специальные тоннели и мосты для перехода животных с одной стороны дороги на другую. Кроме того, уже существуют инфракрасные датчики, позволяющие распознавать в темноте людей и животных. Устройства можно установить в автомобиль и даже интегрировать в штатную систему ADAS.
Комментарии (0)