В Беларуси разгорается история. Речь идет о национальном электромобиле. Президент задает неудобные вопросы. Ученые пытаются найти ответы. Судьба амбициозного проекта висит на волоске. Стало известно о серьезных проблемах.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе недавней встречи с научным сообществом страны проявил живой интерес к судьбе первого национального электромобиля. Глава государства в довольно резкой форме поинтересовался у представителей Национальной академии наук (НАН), на какой стадии находится проект, который широко анонсировался ранее. Этот вопрос, судя по всему, застал чиновников и ученых врасплох, спровоцировав череду не самых оптимистичных признаний.
Как рассказал главред «За рулем» Максим Кадаков, в ответ на вопрос президента руководитель НАН Владимир Караник подтвердил, что физические прототипы электрокара существуют. Однако он дал им весьма нелестную характеристику. По его словам, созданные образцы внешне копируют популярный кроссовер Geely Coolray, но их цена приближается к стоимости Rolls-Royce, а ходовые качества сравнимы с автомобилями «Жигули». Это заявление фактически стало признанием серьезных проблем с конкурентоспособностью разработки. К диалогу подключился и председатель Брестского облисполкома Петр Пархомчик, который уточнил, что именно он был инициатором создания электромобиля на платформе китайской модели. Он пояснил, что для серийного производства не хватает ключевых технологий, которые, хоть и разработаны белорусскими академиками в теории, на практике требуют совершенно иного производственного уровня, отсутствующего в республике.
Александр Лукашенко отреагировал на объяснения с заметным скепсисом. Услышав, что было изготовлено пять опытных образцов, он потребовал немедленно предоставить ему один из них для личного тест-драйва. «Хорошо. Завтра поставь мне у ворот, я проеду, посмотрю», - потребовал президент, указывая на расхождения в докладах чиновников. В ответ на заверения, что машины вполне реальны, а не просто картинки, Лукашенко отшутился, предположив, что если люди увидят его за рулем такого автомобиля, то могут и разбежаться. Глава НАН поспешил заверить, что внешне машина ничем не отличается от обычного Coolray и вполне способна передвигаться.
Стоит напомнить, что первый прототип белорусского электромобиля под названием Belgee EX50 на базе Geely Coolray SX11 был показан еще в начале 2024 года. Планы были весьма амбициозными: предполагалось запустить серийную сборку к началу 2025 года. Однако проведенный технико-экономический анализ показал суровую реальность. Стоимость разработки и производства белорусского электрокара оказалась значительно выше, чем у мировых аналогов, что поставило под сомнение всю экономическую целесообразность проекта. Теперь его будущее выглядит весьма туманным и напрямую зависит от политической воли руководства страны.

Комментарии (0)