Эпоха бурного роста для автомобильных компаний из Китая на просторах России, похоже, подходит к своему логическому завершению. Еще совсем недавно, в 2023-2024 годах, российский рынок был настоящим Клондайком, который помог Поднебесной стать мировым лидером по экспорту машин. Однако в 2025 году ситуация кардинально изменилась. Целый комплекс негативных факторов, как внутренних, так и внешних, поставил под угрозу дальнейшее процветание китайских брендов.
Основной удар пришелся со стороны самого российского рынка. По информации «Российской Газеты», резкое увеличение ставок утилизационного сбора сделало импортные автомобили значительно дороже для конечного потребителя. Одновременно с этим, высокие кредитные ставки практически парализовали спрос, ведь покупательская способность населения заметно снизилась. Люди стали реже решаться на дорогостоящие покупки. Результат не заставил себя ждать: общие продажи новых легковых автомобилей рухнули почти на четверть, а поставки машин непосредственно из Китая сократились на ошеломляющие 62 процента.
Проблемы не ограничиваются одной лишь Россией. На международной арене для китайского автопрома тоже сгущаются тучи. Европейский союз ввел заградительные пошлины на электромобили из КНР, которые могут достигать 35%. В Брюсселе считают, что государственные субсидии дают китайским производителям нечестное конкурентное преимущество. Еще более жесткие меры действуют в Северной Америке. США и Канада обложили китайские электрокары стопроцентной пошлиной, фактически закрыв для них свои рынки. Похожий путь рассматривают и в Мексике, опасаясь наплыва дешевых машин.
Такое положение дел уже сказалось на финансовых отчетах крупнейших игроков. Статистика за первые восемь месяцев текущего, 2025 года, выглядит тревожно. Экспортные поставки Geely просели на 8%, а Great Wall Motor с трудом удерживает прошлогодние показатели. Даже у Chery, которая формально показала рост на 11%, темпы экспансии замедлились более чем в два раза по сравнению с 25-процентным скачком годом ранее. На этом фоне выделяется компания BYD. Она не стала делать ставку на российский рынок и в итоге оказалась в выигрыше, почти удвоив свои зарубежные продажи. Этот пример наглядно демонстрирует риски чрезмерной зависимости от одного направления.
Экспертное сообщество сходится во мнении, что китайским компаниям необходимо срочно пересматривать свою экспортную стратегию. Пол Гонг, возглавляющий отдел исследований автопрома Китая в UBS Group полагает, что производителям следует активнее осваивать новые горизонты. Наиболее перспективными регионами для дальнейшего роста он называет страны Ближнего Востока и Латинской Америки, где конкуренция пока не так высока, а политическое давление ощущается слабее.
Комментарии (0)