Автомобили,аварии,дтп

Программа газификации российского автотранспорта столкнулась с серьезными препятствиями несмотря на многолетнюю господдержку

Несмотря на многолетнюю программу господдержки, переход российского автотранспорта на газомоторное топливо буксует. Загрузка заправочных станций остается на критически низком уровне, а доля метана на рынке не превышает 2%. Анализируем ключевые причины стагнации и перспективы развития рынка.

В 2025 году программа по переводу транспорта на газомоторное топливо (ГМТ) в России демонстрирует неутешительные результаты. По информации издания «Российская Газета», к концу 2024 года средняя загрузка автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) сети «Газпром газомоторное топливо» не превышала 26% от их проектной мощности. Более того, за первые шесть месяцев текущего года этот показатель снизился еще почти на один процент.

Речь идет о станциях, реализующих компримированный природный газ (КПГ), более известный как метан. Этот вид топлива преимущественно используется в грузовиках, автобусах и различной спецтехнике, хотя находит применение и в легковом сегменте. Компания «Газпром газомоторное топливо» является ключевым игроком, контролируя свыше 60% рынка реализации ГМТ и более половины всей заправочной инфраструктуры в стране.

Эксперты отмечают неравномерность развития сети по стране. Если в Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Сахалинской областях и Хабаровском крае в 2024 году наблюдался стабильный рост, то в других регионах показатели были значительно ниже среднего. Для обеспечения рентабельности и дальнейшего развития рынка средняя загрузка АГНКС должна достичь как минимум 50%.

Государственная программа стимулирования перехода на ГМТ действует с 2013 года. За это время потребление метана в качестве моторного топлива увеличилось вдвое. Меры поддержки включали субсидии на строительство заправок, на которые в 2021–2024 годах было выделено более 11 млрд рублей, а также на покупку новой газомоторной техники и переоборудование существующих автомобилей.

Несмотря на все усилия, доля ГМТ в общей структуре потребления моторного топлива остается мизерной. Как отмечает генеральный директор «ОМТ-Консалт» Денис Коньков, на метан приходится около 2% рынка, в то время как бензин и дизельное топливо удерживают более 90%. Эта пропорция практически не менялась последние десятилетия. По данным «Автостата», из 62 миллионов транспортных средств в России на метане работает лишь около 344,6 тысяч единиц (по состоянию на 2024 год).

Парадоксально, но на фоне резкого падения экспорта газа в Европу, что должно было мотивировать «Газпром» развивать внутренний рынок, цены на метан для потребителей значительно выросли. С 2018 года КПГ подорожал на 72%, тогда как сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан) — всего на 27%. При этом целевые показатели по реализации КПГ в 2024 году были выполнены лишь на 78%, в то время как сжиженный природный газ (СПГ) перевыполнил план более чем на 30%.

Причины пробуксовки программы носят комплексный характер. Дело не только в недостаточном количестве заправок. Среди ключевых барьеров — устоявшиеся предубеждения автовладельцев, высокая начальная стоимость газомоторной техники, дороговизна ее обслуживания и отсутствие развитого вторичного рынка. Автопроизводители, в свою очередь, не предлагают рынку модели, которые бы однозначно мотивировали потребителя сделать выбор в пользу газа.

Отсутствие единой государственной стратегии также вносит свой вклад. Например, Санкт-Петербург делает ставку на закупку автобусов, работающих на метане, в то время как Москва активно развивает парк электробусов. Для коммерческого транспорта прорывом могло бы стать создание сквозных транспортных коридоров с плотной сетью АГНКС, но этот проект пока не реализован в полной мере.

Тем не менее, работа в этом направлении продолжается. На 2025 год розничная сеть «Газпром газомоторное топливо» насчитывает 534 заправки. Крупные компании, такие как «Почта России», «Русагро» и «Новосталь-М», активно обновляют свои автопарки, переходя на технику, работающую на метане. Развиваются и новые инструменты, включая лизинговые программы и проекты передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ), около 20 из которых находятся в разработке по всей стране.


Источник: Программа газификации российского автотранспорта столкнулась с серьезными препятствиями несмотря на многолетнюю господдержку
Опубликовал:

Комментарии (0)

Сортировка: Рейтинг | Дата
Пока комментариев к статье нет, но вы можете стать первым.
Написать комментарий:
Напишите ответ :
Программа переселения соотечественников превратилась в торговлю паспортами
Программа переселения соотечественников превратилась в торговлю паспортами
14
Ваши новости 16:00 13 фев 2022
Путин: россия столкнулась с опустыниванием и таянием вечной мерзлоты
Путин: россия столкнулась с опустыниванием и таянием вечной мерзлоты
20
Ваши новости 07:00 01 ноя 2021
Самые соблазнительные образы звезд российского Инстаграма
Самые соблазнительные образы звезд российского Инстаграма
46
Мужской журнал 23:29 19 окт 2017
За «многолетнюю плодотворную деятельность»
За «многолетнюю плодотворную деятельность»
2
Ваши новости 10:31 15 фев 2021
Составлен портрет типичного российского водителя: имя, возраст, машина
Составлен портрет типичного российского водителя: имя, возраст, машина
0
Авто Скрежет 21:27 11 июл 2025
Генсек НАТО угрожает России «серьезными последствиями»
Генсек НАТО угрожает России «серьезными последствиями»
79
Ваши новости 20:00 18 дек 2021
Объявленное «Газпромом» бесплатное подключение домов к газу оказалось хитростью
Объявленное «Газпромом» бесплатное подключение домов к газу оказалось хитростью
52
Ваши новости 09:16 09 май 2021
СМИ: пьяный полуголый сын российского депутата сбил прокурора с женой
СМИ: пьяный полуголый сын российского депутата сбил прокурора с женой
1
Ваши новости 23:31 02 мар 2021
Сын Меган Маркл и принца Гарри оказался наследником российского престола
Сын Меган Маркл и принца Гарри оказался наследником российского престола
30
Ваши новости 02:31 19 апр 2021
Trans Trade — программа для усовершенствования логистики
Trans Trade — программа для усовершенствования логистики
0
Авто-Тема 13:28 04 фев 2021
Программа "Жизнь других. Стамбул" Что правда, а что нет?
Программа "Жизнь других. Стамбул" Что правда, а что нет?
3
Мужской журнал 11:01 24 янв 2021
Как живёт выпускник международного российского вуза у себя на родине?
Как живёт выпускник международного российского вуза у себя на родине?
7
Мужской журнал 12:01 04 июн 2019

Выберете причину обращения:

Выберите действие

Укажите ваш емейл:

Укажите емейл

Такого емейла у нас нет.

Проверьте ваш емейл:

Укажите емейл

Почему-то мы не можем найти ваши данные. Напишите, пожалуйста, в специальный раздел обратной связи: Не смогли найти емейл. Наш менеджер разберется в сложившейся ситуации.

Ваши данные удалены

Просим прощения за доставленные неудобства