В 2025 году программа по переводу транспорта на газомоторное топливо (ГМТ) в России демонстрирует неутешительные результаты. По информации издания «Российская Газета», к концу 2024 года средняя загрузка автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) сети «Газпром газомоторное топливо» не превышала 26% от их проектной мощности. Более того, за первые шесть месяцев текущего года этот показатель снизился еще почти на один процент.
Речь идет о станциях, реализующих компримированный природный газ (КПГ), более известный как метан. Этот вид топлива преимущественно используется в грузовиках, автобусах и различной спецтехнике, хотя находит применение и в легковом сегменте. Компания «Газпром газомоторное топливо» является ключевым игроком, контролируя свыше 60% рынка реализации ГМТ и более половины всей заправочной инфраструктуры в стране.
Эксперты отмечают неравномерность развития сети по стране. Если в Астраханской, Воронежской, Ленинградской, Сахалинской областях и Хабаровском крае в 2024 году наблюдался стабильный рост, то в других регионах показатели были значительно ниже среднего. Для обеспечения рентабельности и дальнейшего развития рынка средняя загрузка АГНКС должна достичь как минимум 50%.
Государственная программа стимулирования перехода на ГМТ действует с 2013 года. За это время потребление метана в качестве моторного топлива увеличилось вдвое. Меры поддержки включали субсидии на строительство заправок, на которые в 2021–2024 годах было выделено более 11 млрд рублей, а также на покупку новой газомоторной техники и переоборудование существующих автомобилей.
Несмотря на все усилия, доля ГМТ в общей структуре потребления моторного топлива остается мизерной. Как отмечает генеральный директор «ОМТ-Консалт» Денис Коньков, на метан приходится около 2% рынка, в то время как бензин и дизельное топливо удерживают более 90%. Эта пропорция практически не менялась последние десятилетия. По данным «Автостата», из 62 миллионов транспортных средств в России на метане работает лишь около 344,6 тысяч единиц (по состоянию на 2024 год).
Парадоксально, но на фоне резкого падения экспорта газа в Европу, что должно было мотивировать «Газпром» развивать внутренний рынок, цены на метан для потребителей значительно выросли. С 2018 года КПГ подорожал на 72%, тогда как сжиженный углеводородный газ (СУГ, пропан-бутан) — всего на 27%. При этом целевые показатели по реализации КПГ в 2024 году были выполнены лишь на 78%, в то время как сжиженный природный газ (СПГ) перевыполнил план более чем на 30%.
Причины пробуксовки программы носят комплексный характер. Дело не только в недостаточном количестве заправок. Среди ключевых барьеров — устоявшиеся предубеждения автовладельцев, высокая начальная стоимость газомоторной техники, дороговизна ее обслуживания и отсутствие развитого вторичного рынка. Автопроизводители, в свою очередь, не предлагают рынку модели, которые бы однозначно мотивировали потребителя сделать выбор в пользу газа.
Отсутствие единой государственной стратегии также вносит свой вклад. Например, Санкт-Петербург делает ставку на закупку автобусов, работающих на метане, в то время как Москва активно развивает парк электробусов. Для коммерческого транспорта прорывом могло бы стать создание сквозных транспортных коридоров с плотной сетью АГНКС, но этот проект пока не реализован в полной мере.
Тем не менее, работа в этом направлении продолжается. На 2025 год розничная сеть «Газпром газомоторное топливо» насчитывает 534 заправки. Крупные компании, такие как «Почта России», «Русагро» и «Новосталь-М», активно обновляют свои автопарки, переходя на технику, работающую на метане. Развиваются и новые инструменты, включая лизинговые программы и проекты передвижных автогазозаправщиков (ПАГЗ), около 20 из которых находятся в разработке по всей стране.
Комментарии (0)