
Рынок автолизинга переживает непростые времена. В сегменте подержанных машин отмечается рост. Новые автомобили теряют позиции. Эксперты фиксируют интересные изменения в структуре сделок.
По информации НАПИ, в 2025 году российский рынок автолизинга оказался под давлением: за девять месяцев число сделок с новыми и подержанными легковыми автомобилями сократилось почти на 39%. Несмотря на это, сегмент автомобилей с пробегом демонстрирует уверенный рост, выделяясь на фоне общего спада.
В период с января по сентябрь компании оформили в лизинг почти 198 тысяч транспортных средств, из которых 140 тысяч были новыми, а 57,5 тысяч — с пробегом. Для сравнения, годом ранее этот показатель составлял более 322 тысяч автомобилей. Особенно заметно просели продажи новых машин — минус 47,8%. В то же время лизинг подержанных авто вырос почти на 8%.
В структуре лизинговых сделок наибольший прирост зафиксирован в сегменте автобусов с пробегом — плюс 58%. Также увеличились объемы по грузовым и легковым автомобилям, а также легким коммерческим транспортным средствам. В то же время новые грузовики и прицепы оказались в числе аутсайдеров, показав максимальное снижение.
Доля легковых автомобилей в общем объеме лизинга за год выросла до 54%. На грузовые машины пришлось чуть менее 19%, на LCV — 17%, на прицепы — 8%, а автобусы заняли 2%. При этом легковой и легкий коммерческий транспорт укрепил свои позиции, а грузовые авто и прицепы, напротив, потеряли долю.
В корпоративных продажах новых автомобилей роль лизинга продолжает снижаться. Если в прошлом году через лизинговые схемы приобреталось более половины новых машин, то сейчас этот показатель упал до 40%. Особенно заметно это в сегменте грузовых и легковых автомобилей, а также прицепов. В то же время в сегменте подержанных машин доля лизинга осталась практически неизменной — чуть более четверти всех корпоративных сделок.
Сентябрь 2025 года подтвердил тенденцию: всего было оформлено 25 тысяч лизинговых сделок, что на 30% меньше, чем год назад. При этом на первичном рынке падение составило более 41%, а на вторичном, напротив, зафиксирован рост на 30%. Особенно устойчивым оказался спрос на легкие коммерческие и легковые автомобили, тогда как грузовики, прицепы и автобусы показали наибольшее снижение.
Эксперты отмечают, что в последние месяцы рынок автолизинга стабилизировался на уровне 25 тысяч автомобилей в месяц. Это выше, чем в начале года, но до устойчивого роста еще далеко. В отличие от автокредитования, где наблюдается постепенное оживление, лизинговый рынок пока не демонстрирует явных признаков восстановления.
По мнению специалистов, дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от действий регулятора и изменения ключевой ставки. Если ставка снизится до 14%, это может стать толчком для рынка. Однако базовый сценарий предполагает сохранение текущих объемов продаж до конца года.
Как сообщает НАПИ, несмотря на сложную ситуацию, интерес к лизингу автомобилей с пробегом продолжает расти. Компании все чаще выбирают этот вариант, чтобы обновить автопарк с минимальными затратами. В условиях нестабильной экономики и высокой стоимости новых машин, подержанные авто становятся все более привлекательными для бизнеса.

Комментарии (0)