
Готовятся серьезные изменения в автогражданке. Водители получат больше свободы выбора. Ремонт станет заметно проще. Страховщики предлагают новый удобный механизм. Узнайте все подробности грядущей реформы.
Система возмещения ущерба по обязательному автострахованию может серьезно преобразиться в ближайшем будущем. На рассмотрении находится инициатива, которая добавит к существующим вариантам компенсации - деньгами или ремонтом по направлению страховщика - третий, более гибкий способ. Как сообщает «Российская Газета», соответствующие поправки уже стали предметом обсуждения на парламентских слушаниях в Государственной Думе.
Суть нововведения заключается в предоставлении автовладельцу большей самостоятельности. После аварии он сможет получить денежную выплату, рассчитанную с учетом амортизации заменяемых деталей. Затем - отремонтировать машину в любом автосервисе по своему усмотрению. Предъявив страховой компании чеки и восстановленный автомобиль, владелец получит доплату в размере той самой суммы, которая ранее была удержана как износ. При этом оба прежних варианта урегулирования убытков - выплата наличными и ремонт на СТОА страховщика - никуда не денутся.
Глава Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев пояснил финансовую сторону вопроса. Например, если восстановление оценено в максимальные 400 тысяч рублей, а выплата с учетом амортизации составила 200 тысяч, то именно эту сумму автовладелец и получит на руки. Если ему удастся уложиться в эти деньги, то на этом все и закончится. Но если затраты окажутся выше, он вправе претендовать на возврат удержанной суммы износа, но в пределах общего лимита по полису. Все, что сверх этой планки, придется оплачивать из своего кармана.
На то, чтобы привести машину в порядок и обратиться за дополнительной компенсацией, водителю планируют дать вполне достаточный срок - до девяти месяцев. Продумана и ситуация со скрытыми повреждениями, которые часто обнаруживаются уже в процессе работы. В этом случае собственнику автомобиля будет достаточно уведомить свою страховую компанию, чтобы инициировать пересмотр дела и получить дополнительную выплату.
Необходимость таких перемен вызвана низкой популярностью так называемого натурального возмещения. Эта опция, действующая с 2017 года, так и не стала массовой. В лучшие времена ее выбирали не более 15% пострадавших, а сейчас доля упала до 5-6%. Основная сложность в том, что автосервисы не обязаны сотрудничать со страховыми компаниями и нередко отказываются от такого ремонта. Ожидается, что новый механизм стимулирует водителей чаще восстанавливать автомобили, а не забирать деньги, и доля ремонтов может вырасти до 20%.
Предлагаемый подход выгоден всем сторонам. Он повышает ценность полиса для потребителя, давая ему больше контроля и справедливое возмещение. Одновременно это наносит удар по недобросовестным автоюристам, которые часто строят свой бизнес на судебных спорах вокруг денежных выплат. Самим страховщикам тоже невыгодно доводить дело до суда, так как это влечет за собой необоснованные расходы.
Периодически звучат предложения полностью отказаться от учета износа при расчетах. Однако, по оценкам РСА, эта составляющая формирует около 40% тарифа. Ее отмена неизбежно приведет к резкому подорожанию полисов для всех, в первую очередь для добропорядочных водителей. Поэтому такой путь признан бесперспективным. Новая же схема позволяет найти компромисс, сохранив тарифы и сделав процесс получения компенсации более справедливым.

Комментарии (0)