
Действующий закон оказался неэффективным. Миллионы водителей ушли в тень. Власти готовят серьезные изменения. Новые правила затронут всех пассажиров. Что ждет рынок перевозок дальше? Узнайте подробности в нашем материале.
Закон, призванный навести порядок на рынке такси, спустя два года после вступления в силу привел к обратному эффекту. Ключевая проблема, как выяснилось, заключается в том, что законодатели поставили в один ряд совершенно разные бизнес-модели: крупные таксомоторные парки и обычных автомобилистов, подрабатывающих на личных машинах в свободное время. Это создало правовую коллизию, которая требует немедленного решения.
В Государственной Думе уже готовят пакет поправок, чтобы исправить ситуацию. Как сообщает «Российская Газета», с инициативой выступил зампред думского комитета по контролю Дмитрий Гусев. Суть предложения проста - законодательно разграничить эти два вида деятельности и ввести для водителей-частников отдельную категорию перевозчиков со своим, более гибким регулированием. Идею уже поддержали на межфракционном совещании.
Инициаторы поправок отмечают, что нынешние правила оказались попросту невыполнимыми для самозанятых. От них требуют перекрашивать личный автомобиль в цвета такси, приобретать дорогостоящие коммерческие страховки, а также ежедневно проходить медицинские и технические осмотры. Причем эти нормы распространяются на водителя, даже если он просто едет по своим делам. Логичным итогом стал массовый уход перевозчиков в «серую» зону, где они работают без какой-либо регистрации.
Масштабы проблемы впечатляют. По данным руководителя «Объединения самозанятых России» Ивана Литвинова, легально, с регистрацией в государственной информсистеме «Такси», работают всего около 190 тысяч человек. При этом реальное число водителей, которые так или иначе подрабатывают перевозками, оценивается в 3-5 миллионов. Все они не могут легализоваться из-за неподъемных административных барьеров.
Экспертное сообщество сходится во мнении, что дифференциация необходима. Специалисты подчеркивают, что в России должны официально существовать две модели: классическое такси и то, что во всем мире называют райдхейлингом - услуги частных водителей, найденных через цифровые платформы. Основа для этого уже заложена в недавно принятом законе о платформенной экономике. Ведь где обычному человеку, решившему подвезти кого-то после работы, найти время и место для всех формальных процедур?
Председатель «Цифрового мира» Валерий Корнеев обрисовал еще одну неприглядную сторону текущего положения дел. Из-за неисполнимых требований практически все водители вынуждены ежедневно идти на нарушение закона. Речь идет о покупке поддельных путевых листов, в которых штампы медика и механика проставлены заранее. Это создает огромный теневой рынок и никак не способствует повышению безопасности перевозок.
Комментарии (0)