
С 1 ноября в России должны были измениться правила утильсбора для импортных авто — но, похоже, этого не произойдёт в срок. Что заставило власти пойти на попятную и кому это выгодно?
Министерство промышленности и торговли РФ по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова рассмотрит возможность отсрочки введения обновлённых правил расчёта утилизационного сбора для ввозимых в Россию легковых автомобилей. Ранее предполагалось, что изменения вступят в силу с 1 ноября 2025 года, однако теперь их запуск может быть перенесён.
Инициатива об отсрочке поступила от общественной организации «Деловая Россия», которая обратилась к Мантурову с просьбой учесть сложившуюся ситуацию на авторынке, пишет Интерфакс. В своём письме организация отметила, что, несмотря на положительный эффект нововведений для официальных дилеров и борьбу с «серыми» схемами импорта, их внедрение в текущих условиях вызывает обеспокоенность как у бизнеса, так и у потребителей.
В ответ на обращение первый вице-премьер поручил Минпромторгу оперативно подготовить предложения по возможной отсрочке вступления в силу новых правил.
Напомним, в сентябре Минпромторг представил проект постановления, предлагающий изменить методику расчёта утильсбора. Вместо прежней системы, основанной только на возрасте и объёме двигателя, вводится учёт и мощности мотора. Базовая ставка сбора будет определяться по типу и объёму двигателя, а его мощность — влиять на коэффициент по прогрессивной шкале. В ведомстве пояснили, что это связано с ростом популярности высокомощных автомобилей с малым объёмом двигателя, включая электромобили и последовательные гибриды, для которых старая методика уже неактуальна.
При этом для физических лиц, ввозящих авто для личного пользования, планировалось сохранить льготные ставки: 3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за машину старше трёх лет — при условии, что мощность двигателя не превышает 160 л.с. По данным Минпромторга, именно такие автомобили составляют около 90% от общего числа новых регистраций в стране за последние пять лет.
Однако, как указала «Деловая Россия», после публикации проекта постановления на портале regulation.gov.ru многие покупатели успели заключить сделки, рассчитывая на действующие льготы. Из-за ажиотажного спроса на границах образовались очереди, что привело к задержкам в доставке автомобилей — в отдельных случаях на несколько недель. Это создаёт риски для тех, кто оплатил машины до объявления о грядущих изменениях, но не успеет завершить таможенное оформление до 1 ноября.
В секретариате Мантурова подчеркнули необходимость проработки расширенного переходного периода, чтобы обеспечить завершение всех текущих заказов по старым правилам. По данным «Деловой России», отсрочка особенно важна для оформления сделок, заключённых в августе–октябре 2025 года.
Решение по отсрочке будет зависеть от итоговых предложений Минпромторга, которые должны быть представлены в ближайшее время.
Комментарии (0)