Как рассказал в своем телеграм-канале глава Автостата Сергей Целиков, российский рынок новых легковых автомобилей к осени 2025 года вступает с заметными изменениями, которые формируют его облик и влияют на поведение покупателей и дилеров.
Первое, что бросается в глаза — это постепенное сокращение складских запасов у дилеров и дистрибьюторов. Если в начале года на складах находилось около 500 тысяч непроданных машин, то к настоящему моменту эта цифра снизилась примерно до 400 тысяч. При этом значительная часть автомобилей на складах — это уже свежие поступления, а доля прошлогодних моделей не превышает трети. Ожидается, что к концу осени объем стоков уменьшится до 350 тысяч, что соответствует стандартному двух- или трехмесячному запасу для рынка. Однако у некоторых менее популярных брендов проблема избыточных запасов сохраняет актуальность.
Второй заметный тренд — сохранение так называемого «рынка покупателя». Дилеры продолжают активно предлагать скидки, акции и другие выгодные условия, чтобы привлечь клиентов. Хотя максимальные размеры скидок уже остались в прошлом, осенью условия приобретения новых автомобилей могут стать менее привлекательными, а некоторые бренды и вовсе планируют отказаться от подобных акций. Тем не менее, сейчас удачный момент для покупки, особенно если речь идет о моделях 2024 года выпуска — именно на них можно получить максимальную экономию.
Третья тенденция касается финансового положения дилеров. Первая половина года оказалась для многих из них непростой: некоторые крупные холдинги, особенно на юге страны, столкнулись с серьезными трудностями. Однако в целом ситуация постепенно стабилизируется. Несмотря на сокращение бюджетов и необходимость оптимизации расходов, дилерские центры начинают возвращаться к прибыльной работе. Хотя до полного восстановления еще далеко, отрасль уже преодолела очередной кризисный этап.
Четвертый важный тренд — рост альтернативного импорта. Укрепление рубля и понимание того, что возвращение глобальных брендов маловероятно, подталкивают покупателей к заказу привычных автомобилей из-за рубежа. В качестве альтернативы китайским маркам все чаще рассматриваются как новые, так и относительно свежие (3-4 года) подержанные автомобили известных брендов. Их ввозят напрямую из Китая и Южной Кореи, а также через такие страны, как Грузия, Киргизия и Беларусь, с рынков, где присутствуют европейские и японские производители.
Наибольшим спросом пользуются автомобили марок Toyota, BMW, KIA, Hyundai, Volkswagen и Mercedes-Benz. Также востребованы Mazda, Skoda, Audi, Lexus, Land Rover и Chevrolet. Список популярных брендов постоянно расширяется, что говорит о нежелании части российских автолюбителей пересаживаться на новые китайские модели.
Таким образом, осень 2025 года на российском авторынке проходит под знаком сокращения складских запасов, усиления позиций покупателей, постепенного восстановления дилерского бизнеса и роста альтернативного импорта. Эти процессы формируют новые правила игры для всех участников рынка.
Комментарии (0)