
Город готовится к масштабным переменам. Власти пересматривают ключевые приоритеты. Ожидаются новые проекты и корректировки планов. Подробности — в нашем материале.
В Санкт-Петербурге стартует новый этап развития: власти города внесли свежие поправки в стратегию социально-экономического роста до 2035 года. Документ, который уже не раз корректировали, теперь отражает изменившиеся приоритеты и амбиции Северной столицы. Городские чиновники нацелены на масштабное обновление инфраструктуры, рост числа жителей и повышение привлекательности для туристов, однако транспортные проблемы и вопросы качества дорог остаются нерешенными.
Впервые в стратегии четко прописано, сколько новых станций метро появится к 2035 году — 16. Ранее акцент делался на проценте жителей, живущих в шаговой доступности от подземки, но теперь этот критерий исчез. Среднее время поездки на работу, несмотря на планы, пока не удалось сократить: жители по-прежнему тратят около часа на дорогу, хотя к 2025 году планировалось уложиться в 59 минут. Ситуация с дорогами также далека от идеала: только 71,76% трасс соответствуют нормативам, а к 2035 году этот показатель даже снизится до 71,2%, несмотря на учет новых районов массовой застройки.
Особое внимание уделено распределению рабочих мест. Теперь расчет плотности ведется не по всему городу, а с учетом различий между районами. Такой подход позволяет точнее выявлять зоны с дефицитом занятости и стимулировать развитие локального бизнеса, сервисов и офисных кластеров. Власти рассчитывают, что это снизит маятниковую миграцию и уменьшит нагрузку на транспорт.
К 2035 году население Петербурга вырастет всего на 3,1%, хотя за последние пять лет прирост был вдвое выше. Прогноз по рождаемости снижен, а число семей, которые смогут улучшить жилищные условия с помощью субсидий или городской ипотеки, должно составить почти 254 тысячи. Однако бюджетные возможности пока ограничены: в 2025 году помощь получат только 5 тысяч семей. При этом застройщикам предстоит ввести в эксплуатацию 45,1 млн квадратных метров жилья, что требует резкого увеличения темпов строительства. Но согласование новых проектов идет медленно, а большинство предложений девелоперов отклоняется. Единственным шансом на прорыв называют масштабные программы реновации старых кварталов, но их реализация пока заморожена до 2026 года.
В экономике города ставка делается на туризм и культуру. Ожидается, что темпы роста турпотока увеличатся почти в три раза, а посещаемость культурных учреждений вырастет до 40 миллионов в год. Однако для этого необходимо вернуть иностранных гостей, упростить визовый режим и развивать новые туристические кластеры. Власти также планируют стимулировать поездки в низкий сезон и развивать событийный туризм.
На рынке труда Петербурга сохраняется низкий уровень безработицы — всего 2%. Это связано с многоотраслевой экономикой и высокой занятостью в бюджетном секторе. Малый и средний бизнес продолжает расти, а число современных офисов и технологичных пространств увеличивается. Город делает ставку на развитие деловых зон рядом с жилыми кварталами и транспортными узлами, чтобы сбалансировать темпы строительства и создания рабочих мест.
Развитие метро напрямую связано с освоением новых территорий: станции становятся точками притяжения для инвесторов и девелоперов. Однако в элитном сегменте влияние подземки ограничено — новые станции в основном ориентированы на массовое жилье. В перспективе Петербург может укрепить позиции одного из ведущих деловых центров страны, если удастся реализовать заявленные планы и преодолеть бюрократические барьеры.
Комментарии (0)