Как пишет Сергей Целиков, в ближайшее время в России планируется серьезная корректировка системы утилизационного сбора на автомобили. Новые правила, если их утвердят, начнут действовать с 1 ноября 2025 года. Это значит, что все, кто не успеет оформить документы до этой даты, столкнутся с новыми, более высокими ставками.
Рынок, как обычно, не станет ждать последнего дня. Уже в октябре ожидается всплеск активности: покупатели и дилеры постараются оформить сделки по старым условиям. Подобные ситуации уже случались, и реакция участников рынка всегда была предсказуемой — ажиотаж и попытки обойти новые требования.
Главное нововведение — теперь размер сбора будет напрямую зависеть от мощности двигателя. Чем больше лошадиных сил, тем выше сумма. Для частных лиц сохранится льготная ставка только на машины с двигателем до 160 л.с. Все, что мощнее, автоматически попадает в категорию коммерческого транспорта, где сбор увеличивается в разы.
Изменения затронут как новые, так и подержанные автомобили. Особенно ощутят их те, кто предпочитает зарубежные марки с мощными моторами. По статистике, если провести границу по 160 л.с., то примерно половина всех ввозимых машин окажется в зоне риска. Среди новых автомобилей доля таких моделей достигает 68%, среди подержанных — 44%.
Подорожание затронет практически все сегменты, но в разной степени. Некоторые модели вырастут в цене незначительно, другие станут практически недоступными. Особенно это касается популярных кроссоверов и внедорожников, которые часто выбирают за динамику и комфорт. В топе по популярности среди «пострадавших» — Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3 и X5, Hyundai Palisade, BMW 5 серии, Toyota Highlander, KIA Sorento, KIA Carnival и Hyundai Santa Fe. Список далеко не полный, но именно эти модели чаще всего ввозили частные покупатели.
Тем не менее, на рынке останутся варианты для тех, кто не готов переплачивать. Японские автомобили с правым рулем и двигателем до 160 л.с. по-прежнему активно завозят на Дальний Восток и в Сибирь. Среди них — Freed, Fit, Corolla, Stepwgn, Vezel, Yaris, Wish, Note, Jimny, Raize, Roomy, Sienta, Vitz, Axela и другие. В европейской части страны можно найти Volkswagen Golf, Tiguan, Passat, KIA K3 и К5, Mazda 3, CX3, CX-30, а также BMW X1, 1-й и 2-й серии, Mercedes-Benz C-класса, Audi A3 и ряд других моделей с умеренной мощностью.
Ожидается, что компании, занимающиеся поставкой автомобилей под заказ, постараются быстро адаптироваться к новым условиям. Возможно, они найдут новые модели, которые будут проходить по льготной ставке. Китайский рынок огромен, там есть как новые, так и подержанные машины с разными характеристиками. Корея тоже может предложить интересные варианты. А вот Грузия, скорее всего, уже не поможет — там в основном мощные американские авто.
Япония продолжит снабжать Дальний Восток привычными моделями. А вот для электромобилей и гибридов ситуация осложнится: из-за высокой мощности их стоимость с новым сбором может стать запредельной. Однако на российском рынке уже есть свои предложения — Москвич 3е, Эволют, АмберАвто, а в будущем ожидается и инновационный «Атом».
В целом, грядущие изменения заставят многих пересмотреть свои предпочтения при выборе автомобиля. Кто-то поспешит купить машину до ноября, другие начнут искать альтернативы среди менее мощных моделей. В любом случае, рынок ждет очередная волна перестроек и новых стратегий.
Комментарии (0)