
Готовится реформа оценки аварийности. Это затронет систему автострахования. Стоимость полисов может сильно измениться. Российским водителям стоит приготовиться к переменам.
Специалисты Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ) выступили с инициативой, которая может кардинально изменить подход к оценке аварий на дорогах страны. Предложенная ими методика способна серьезно повлиять на всю систему обязательного автострахования и, как следствие, на стоимость полисов для миллионов автовладельцев. Эксперты предлагают отойти от устаревших принципов и внедрить более точную систему учета рисков.
Почему текущая статистика ДТП не отражает реальность
Основная проблема действующей системы, по мнению исследователей, заключается в ее неполноте. Сейчас официальная статистика МВД учитывает только те дорожные происшествия, в которых есть погибшие или пострадавшие. Тысячи мелких аварий, оформленных по европротоколу или без вызова ГИБДД, просто не попадают в общую картину. Это создает искаженное представление о реальной аварийности на дорогах. Как сообщает издание Autonews, такой подход сильно отличается от европейского, где в расчет берутся абсолютно все инциденты. Например, в Италии Национальный статистический институт собирает данные не только о количестве ДТП и жертвах, но и анализирует их в привязке к пробегу транспорта и протяженности дорожной сети. Учитываются все участники движения - от пешеходов и велосипедистов до грузовиков и автобусов.
Новая формула: пробег как главный показатель риска
Ключевое нововведение, предложенное учеными, - это учет среднегодового пробега транспортных средств при расчете вероятности ДТП. Логика проста: чем больше автомобиль находится в движении, тем выше шанс, что он попадет в аварию. Для этого предлагается специальная формула, где транспортный риск будет рассчитываться путем деления числа аварий для конкретной категории транспорта на произведение количества этих машин и их среднего пробега за год. Такой коэффициент позволит объективно оценить, какие категории транспорта на самом деле являются более рискованными. Кроме того, эксперты настаивают на необходимости учитывать в статистике новые виды транспорта, которых становится все больше: средства индивидуальной мобильности (СИМ), питбайки и даже беспилотные автомобили. Сейчас аварии с их участием, особенно вне дорог общего пользования, часто остаются «за кадром».
Что ждет водителей и их полисы ОСАГО
Поскольку цена полиса «автогражданки» напрямую зависит от оценки страховых рисков, пересмотр методики неминуемо отразится на тарифах. Автоюрист Лев Воропаев пояснил, что нынешняя система не учитывает ни реальный пробег, ни огромное количество старых автомобилей с большим износом, ни расхождение в данных о количестве машин между ГИБДД и Российским союзом автостраховщиков (РСА). Все это искажает расчеты страховых компаний. Внедрение новой, более точной системы позволит страховщикам более справедливо распределять риски. По мнению президента Национального автомобильного союза Антона Шапарина, для некоторых категорий водителей, например тех кто мало ездит, полис может подешеветь. А вот для тех, кто использует автомобиль интенсивно, например в такси или для курьерской доставки, стоимость страховки, скорее всего, вырастет. Таким образом, система станет более справедливой, так как цена полиса будет в большей степени зависеть от реального использования автомобиля на дороге.

Комментарии (0)