
Власти обсуждают очередные изменения для автолюбителей. Глава Минпромторга объяснил, почему повышение утильсбора неминуемо. Решение пока не принято. Подробности и возможные последствия - в нашем материале.
В ближайшее время в России может измениться порядок расчета утилизационного сбора на автомобили. Как сообщает Сергей Целиков, власти обсуждают не только увеличение самого платежа, но и его привязку к мощности двигателя. Новые правила планируют ввести уже с 1 ноября 2025 года, и это решение вызвало бурную реакцию среди участников рынка.
На заседании одной из парламентских фракций глава Минпромторга Антон Алиханов объяснил, почему ведомство настаивает на изменениях. По его словам, в стране активно используются схемы, позволяющие ввозить машины по заниженным ставкам. Автомобили оформляются на частных лиц, а затем попадают в продажу через дилерские центры. В результате официальный импорт становится неконкурентоспособным, а бюджет теряет значительные доходы.
Министр отметил, что за девять месяцев текущего года более 70% ввезенных автомобилей оказались оформлены на физлиц. Это приводит к тому, что дилеры вынуждены предоставлять услуги по продаже таких машин, что искажает рыночную ситуацию. Особенно остро проблема стоит для компаний, которые инвестировали в локальное производство: если ситуация не изменится, они могут свернуть свои проекты.
Снижение поступлений от утилизационного сбора уже отразилось на бюджете. По словам Алиханова, доходы от этого платежа не только не выросли, но и заметно сократились. В результате пришлось урезать финансирование ряда промышленных программ, которые поддерживаются за счет этих средств. Власти опасаются, что дальнейшее развитие «серых» схем приведет к еще большему оттоку инвестиций и сокращению рабочих мест в автопроме.
Однако в статистике есть нюансы. Если верить официальным данным, большая часть ввезенных машин действительно оформляется на частных лиц, но речь идет преимущественно о подержанных авто. В 2024 году в страну поступило около 400 тысяч таких автомобилей, и в 2025 году ожидается небольшой рост. При этом альтернативный импорт новых машин сокращается: пик пришелся на 2023 год, а затем объемы начали снижаться.
Сейчас действует правило: если физлицо ввозит автомобиль по льготной ставке, продать его можно только через год, иначе придется доплатить полную сумму сбора. Тем не менее, поток подержанных машин из Китая, Японии и Южной Кореи продолжает расти, что вызывает беспокойство у чиновников.
Пока обсуждается повышение утильсбора только для автомобилей мощнее 160 л.с. Власти не рассматривают снижение цен или отмену барьеров для покупателей. По словам министра, на 80% рынка новые правила не повлияют, однако эксперты не исключают, что в будущем изменения затронут и менее мощные машины.
До введения новых правил осталось всего несколько недель, но окончательное решение еще не принято. Тем не менее, логика властей очевидна: если спрос на официальные автомобили не растет, нужно ужесточать условия для альтернативного импорта. Вполне возможно, что после очередного повышения утильсбора под контроль попадут и другие сегменты рынка.
Комментарии (0)